Готовься, брат мой, готовься встретить небесного Жениха, славнейшего Господа Иисуса Христа. Вот, Он грядет среди ночи, и блажен раб, которого Он найдет бдительным. И недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Проснись, приготовь светильник сердца твоего. Встань, почему ты дремлешь? Приближается конец, и скоро вы будете встревожены. Грядет Господь, с Которым вы будете жить и радоваться вечно. Берегись, чтобы не погас твой светильник. Позаботьтесь о том, чтобы ваша душа не уснула от безделья и лености. Приготовьтесь принять в себя Господа славы. Он пришел и стучится в дверь вашего сердца. Прислушайтесь к Нему.
Наше приложение:
Православная духовность напрямую связана с сердцем человека. Зарождаясь не в понятиях и, как писал Достоевский, пустой тверди ума, наша духовность в конечном счете укореняется в сердце, где устанавливается особая связь между Богом, Который ищет нас, не переставая, и нами, ищущими верующими, которые не находят покоя, не будучи найденными Им. Это не орган в груди, это самое глубокое место в центре нашего духовного существа, обитель трансцендентности, как в Иерусалимском храме, это наше святое святых. Сердце - это божественная связь, которая одновременно вдохновляет и направляет нас на внутреннюю жизнь. Оно может подвигнуть нас к переживанию, далеко выходящему за пределы нашей человеческой способности понять почему, далеко за пределы нашей способности описать эту встречу с помощью ограничений нашего разума или языка. Мы просто знаем, что Бог присутствует там. Мы чувствуем Его присутствие. Это вхождение Божественного в наше время и пространство - и его вратами является человеческое сердце. Святой отец Феофан Затворник напоминает нам о важности сердца, когда пишет: Развивать сердце - значит развивать в нем вкус к святому, божественному и духовному, чтобы, оказавшись среди таких вещей, оно чувствовало себя как бы в своей стихии. Находя их сладкими и блаженными, оно было бы равнодушно ко всему остальному, не имея вкуса ни к чему другому; более того - все остальное было бы для него отвратительно. Вся духовная деятельность человека сосредоточена в сердце.
В августе Церковь отмечает память вдохновенного богослова, иеромученика и епископа св. Иринея Лионского (130 - 202 гг. н.э., 23 августа). Признанный первым официальным богословом Церкви, то есть первым, кто собрал свои труды и учения в единое целое, в систему, Ириней во II веке трудился над борьбой с различными ересями. В борьбе с ересями он не только разоблачал и ниспровергал их заблуждения, но и формулировал православное толкование и учение. Несмотря на то, что Ириней стремился оградить свою паству от различных заблуждений, главной его заботой как пастыря был человек и его спасение. Во всех своих наставлениях он заботился о духовном развитии человека, чтобы он мог достичь того, что Иреней называл видением и наслаждением Богом. Его богословие, при всей его глубине и сложности, отнюдь не было умозрительным, он, безусловно, был озабочен тем, как помочь своей пастве применить его в жизни. Он заботился о духовном окормлении нашего сердца, о том, что последовавшие за ним отцы-аскеты назвали охраной сердца.
Богословие, которое не может быть прожито, воплощено в жизнь, - это просто упражнение в интеллектуальной гимнастике. Иреней особенно заботился о том, чтобы верующие созревали в своей вере, чтобы они росли в духовной жизни так же, как и в естественной. Это подчеркивает его стремление к тому, чтобы человек как можно полнее реализовывал свой духовный потенциал. Пожалуй, самая примечательная цитата из Иринея по этому поводу звучит следующим образом: Слава Божия есть человек полностью живой; а быть живым - значит созерцать Бога в сердце. Эта идея полноценной человеческой жизни, жизни, укорененной в сердце, как созерцания Бога, сосредоточена в убеждении Иринея (повторенном позже св. Афанасием Великим), что Иисус Христос в Своей бесконечной любви стал тем, что мы есть, чтобы сделать нас полностью тем, что Он есть. Что это означает для каждого из нас, верующих? Если истинное, подлинное христианское ученичество начинается и заканчивается в человеческом сердце, то как это происходит? Как мы можем жить сердцем в эпоху хаоса, шума и человеческой раздробленности? Как нам развивать свою внутреннюю жизнь?
Во-первых, Бог начинает Свою работу с тех людей, которыми мы являемся. Бог не ожидает, что у нас будет все вместе, прежде чем Он обратится к нам. Господь ясно сказал: Услышав это, Иисус сказал им: здоровые не имеют нужды во враче, а больные имеют; Я пришел призвать не праведников, но грешников. (Мк. 2:17) Другими словами, Он пришел призвать не всех здоровых, а сокрушенных. Нам не нужно обладать исключительной святостью или очевидным нравственным совершенством, чтобы почувствовать, как Он действует в нас. Он входит в наше сердце таким, какое оно есть - слабым, хрупким, нуждающимся, сомневающимся, несовершенным и неполным, даже, возможно, сломленным. Он погружает Свои руки в почву нашей личности, перемешивает ее, тревожит, крепко сжимает в Своих руках и дает ей новую жизнь. Это и есть точка отправления Бога. Святой Ириней учил, что даже если бы человечество никогда не согрешило, Бог все равно послал бы Своего Сына в нашу жизнь и историю - так велика Его любовь и желание к нам. И все равно Он коснулся бы почвы, на которой мы находимся. Верно, что мы ищем Бога, но еще более верно, что Он жаждет поселиться в наших сердцах, обновить и переделать, преобразить и изменить. Поэтому мы начинаем процесс духовного созревания и заботы о своем сердце с надежды - это хорошее начало. Во-вторых, духовное созревание призывает нас быть полностью живыми. Это означает, что мы с вами призваны прожить свою жизнь в духовной полноте. Мы не призваны заполнять свою жизнь всеми переживаниями, импульсами, действиями, взглядами и звуками, которые приходят к нам в голову или которыми нас соблазняет сирена беспокойного, духовно анемичного мира. Жить полноценно - значит использовать данные нам Богом таланты, дары и навыки для служения Ему, для исполнения Его замысла, для поддержки друг друга в доброте, мягкости и любви - от всего сердца.
Это значит, что мы должны выбирать, какие люди, переживания, вещи и влияния в нашей жизни полезны для нашего сердца и души, а какие должны быть отброшены. Это трудные решения, но в этом и состоит суть духовного роста - даже если этот рост причиняет эмоциональную боль и неудобства, даже если мы призваны отказаться от старых привычек и перейти на христоцентричный образ жизни. Св. Иреней писал: Бог сказал нам следовать за Ним не потому, что Ему нужна наша помощь, а потому, что Он знал, что любовь к Нему сделает нас цельными. По-настоящему любя Бога и делая это приоритетом своей повседневной жизни, мы действительно можем стать целостными!
И наконец, в центре полноценной жизни находится созерцание Бога. Мы с вами должны буквально практиковать присутствие Бога. Духовный рост требует от нас активного осознания Его присутствия в людях, событиях и переживаниях нашей повседневной жизни - в выражении лица ребенка, в озабоченном взгляде больного, в радости от повышения по службе, рождения ребенка, полученного озарения, в нашей семейной жизни, в измученном лице уличного прохожего, в солнце и в дожде, в огромной красоте природы и даже в минуты греха и страданий - мы учимся видеть руку и лицо Бога, ощущать Его силу и даже чувствовать, как Он нежно прикасается к нашему сердцу, обнимая его теплом Своей души. По словам венгерско-британского философа и математика Майкла Поланьи: Мы собираем и сортируем множество подсказок, с которыми сталкиваемся каждый день, и приходим к открытию формы нашей судьбы и самого лица Бога.
Это заставляет нас вспомнить высказывание преподобного Лаврентия (XVI в.) из его небольшой книги Практика присутствия Бога: Я убежден, что практика присутствия Бога - это центр духовной жизни. Тот, кто действительно практикует ее, вскоре станет духовным. Но чтобы по-настоящему практиковать ее, сердце должно очиститься от всего остального, чтобы только Бог мог владеть сердцем и делать с нами все, что пожелает. Во всем мире нет ничего более приятного и радостного в жизни, чем постоянный разговор с Богом. Тот, кто никогда не испытывал этого, не сможет понять. Но не ради удовольствия мы должны искать присутствия Бога, а из любви к Нему и потому, что Бог хочет этого.
В своем сердце мы должны вернуться на Божий путь - стать похожими на Него. Мы должны делать это постоянно, становясь все более похожими на Бога и все менее похожими на эгоцентричных, самовозвеличивающихся и саморекламирующихся личностей. Бог дал нам множество путей, чтобы стать более похожими на Него и восстановить подобие Божьих путей в наших сердцах. Да, этот процесс труден. Нам всем нужна помощь. Но нам дана сила Божья, Его благодать и милость, а также Его община, Церковь, чтобы помочь нам заново сформировать наши сердца в этом процессе. Итак, начали ли мы познавать свои сердца? Начали ли мы работать над своими сердцами, чтобы сделать их богоподобными? Являются ли наши сердца православными? Что нас больше интересует - познание чужих сердец или своих собственных? Проводим ли мы больше времени, прогнозируя поступки других людей, исходя из того, как мы воспринимаем их в их сердцах... или мы больше времени проводим, размышляя о своих сердцах и прогнозируя, какими будут наши поступки? Православное христианство учит нас, что мы должны заботиться о своих собственных сердцах. Дисциплины молитвы и богослужения становятся важными для постоянного поддержания нашего сердца к Богу. Таинства Церкви даны нам для того, чтобы помочь в этом пути. Даже в обыденной повседневной жизни наши сердца можно направить и сделать такими, какими их задумал Бог. Когда вы думаете о здоровье сердца, помните не только о мышце в груди, но и о духовной судьбе вашей жизни. Вспомните, что сказал Иисус в Блаженствах: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8).