Очередная находка с зарубежных аукционов. Продавался портрет, который мы рассмотрим сегодня, судя по всему на торгах в Швейцарии, а мне он изначально попался на французском сайте при полном, почему-то, отсутствии какой-либо сопутствующей информации. Просто – «Аноним, XVIII в.» и все. Правда, в адресе интернет-страницы можно прочитать, что портрет, возможно, является изображением шведского короля Адольфа Фредерика. На другой аукционной площадке, видимо международной (?), аннотация к портрету имеется. Она гласит: «Портрет короля Станислава I Лещинского в рыцарской броне». Авторство приписывается французскому художнику Антуану Песне (Пену).
Имеется также описание, цитирую из него основную содержательную часть, приведя ее немного в порядок с точки зрения русского языка:
«Поясной портрет короля в рыцарской броне без каких-либо признаков королевского достоинства, его правая рука покоится на верхнем конце маршальского жезла. Тело изображено почти полностью в профиль, он поворачивает голову влево, с спокойным взглядом, направленным на зрителя. Заметны ордена, которые король носит…, верхняя звезда принадлежит ордену Святого Андрея, учрежденному в 1698 году царем Петром I Российским; ниже находится звезда ордена Святой Анны, основанного в 1735 году герцогом Карлом Фридрихом Антоном Гольштейн-Готорпским; соответствующий знак Станислав носит на красной шейной ленте; голубая плечевая лента может принадлежать Польскому ордену Белого Орла (основанному в 1705 году королем Августом Сильным); кроме того, он носит небольшой орденский крест на красной ленте в виде розетки, Это орден Святого Людовика (основанный в 1693 году Людовиком XIV), вероятно, врученный в 1725 году, когда дочь Станислава Мария Лещинская вышла замуж за Людовика XV. Картина, вероятно, была создана в 1735/36 году, после того, как король Станислав I нашел убежище у прусского короля Фридриха Вильгельма в 1734 году после войны за польское наследство и до того, как он стал герцогом Лотарингии и Бара в 1736 году. Замечательно в этом портрете большое сходство типа изображения с известным, широко воспроизводимым последним портретом Фридриха II, написанным Песне в 1739 году».
Под описанием имеется подпись немецкого эксперта в звании профессора.
Что ж…. сложно решить, с чего стоит начать. Рассматриваемый портрет действительно похож на несколько портретов прусского короля Фридриха II, выполненных Антуаном Песне (Пеном). Под портретом 1739 г. (по неизвестной причине названным последним портретом Фридриха, выполненным Пеном) имеется в виду, судя по всему, вот этот
Значительное сходство – не внешности персонажей, а подхода художника – действительно налицо.
А теперь обратимся к содержащемуся в описании портрета перечислению носимых персонажем орденских знаков. Автор экспертного заключения в целом верно определил принадлежность большей части из них. За тем исключением, что голубая чресплечная лента никак не может принадлежать польскому ордену Белого орла, поскольку лента этой награды носилась через левое плечо, в то время как у портретируемого она надета через правое. Голубая лента на портрете, вне всякого сомнения, принадлежит российскому ордену Св. Андрея Первозванного, поскольку именно его звезда закреплена на плаще (мантии?), фрагмент которой виден за спиной портретируемого, на самом верху, то есть на самом «статусном» месте. Итак, персонаж имеет следующие награды – российский орден. Св. Андрея Первозванного, голштинский (позднее включенный в состав российских) орден. Св. Анны и французский орден Св. Людовика.
У Станислава Лещинского не было ни одной из этих наград. Ок, правильнее будет сказать – у меня нет данных о том, что у него была какая-либо из этих наград. И в случае с орденами Св. Андрея Первозванного и Св. Анны сложно и предположить, чтобы персонаж, посаженный в свое время на польский престол шведским королем в качестве противовеса российскому союзнику Августу II, а затем во второй раз согнанный с трона русскими штыками, мог быть пожалован российской и голштинской (правящего дома, родственного российскому) наградами. На всех достоверных портретах Станислав Лещинский изображается исключительно со знаками французского ордена Св. Духа
Мне не удалось найти никаких данных и о наличии орденов Св. Анны и Св. Людовика у шведского короля Адольфа-Фредерика. Хотя портрет последнего работы того же Антуана Пена и в том же ракурсе имеется.
На аукционном портрете работы Антуана Песне (Пена) изображен не Станислав Лещинский. Скорее всего. не Адольф Фредерик. Но и, безусловно, не Фридрих II. Во-первых, на последнего портретируемый не похож, во-вторых, у прусского короля не было ни ордена Св. Анны, ни ордена Св. Людовика.
Давайте попробуем сами атрибутировать личность изображенного. Вообще надо сказать, что наличие у одного человека XVIII в. и российской (тем более высшей) и французской наград – случай достаточно нетривиальный, учитывая сложные отношения между Россией и Францией в этом столетии. Таких людей не может быть очень много. Но как и где найти точную, полную и удобную для работы информацию о таких случаях? Прическа персонажа позволяет датировать портрет 1730-50-ми гг. Я обратился у перечню кавалеров ордена Св. Андрея Первозванного за указанный период плюс-минус и попытался выявить среди них лиц, имевших также орден Св. Людовика. Учитывая большой объем данных, я, к сожалению, не могу гарантировать полноту полученных мною результатов Попросту говоря, у меня не хватило сил подробно проанализировать полные списки наград у всех кавалеров ордена Св. Андрея Первозванного рассматриваемого периода. Поэтому будем считать результаты моего поиска предварительными. Очень сильно предварительными.
Итак, я нашел троих персонажей, соответствующих нашим критериям. Вот они
Жан Луи д’Юссон, маркиз де Боннак (1672—1738) — французский дипломат, орден Св. Андрея Первозванного получил в 1724 г., будучи послом в Турции. Имел орден Св. Людовика. Но не имел ордена Св. Анны.
Франсуа-Арман д’Юссон, маркиз де Боннак (1716 — 1778) — сын предыдущего, французский военный и дипломат. Пожалован орденом Св. Андрея Первозванного в 1739 г. По данным Н. Н. Бантыш-Каменского, Боннаку было «дозволено по прошению его оставшийся по смерти родителя его орден Святого Андрея носить за заслуги помянутого его родителя». В 1740-х гг. награжден орденом Св. Людовика. Ордена Св. Анны не имел.
Жак-Иоахим Тротти, маркиз де ла Шетарди (1705 —1759) — французский дипломат и генерал, французский посланник в России в 1739—1742 гг. С этим знаменитым персонажем, одно время пользовавшимся благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны, а затем со скандалом высланным за границу, оказалось все не так просто в плане информации об имевшихся у него наградах. Википедия упоминает только о пожаловании его 21 августа 1742 г. сразу орденами Св. Андрея Первозванного и Св. Александра Невского и об одновременном же лишении Шетарди обеих этих наград 5 июля 1744 г. Однако, покопавшись, мне удалось найти информацию о пожаловании его голштинским герцогом орденом Св. Анны. А в одном из писем самого Шетарди (от сентября 1744 г.) нашлось и упоминание о наличии у него ордена. Св. Людовика.
У маркиза де ла Шетарди были все присутствующие на рассматриваемом портрете ордена!
Достоверный портрет де ла Шетарди
Следующий обладатель ордена Св. Людовика среди кавалеров Св. Андрея Первозванного – в лице опять французского дипломата графа Франсуа Эммануэля Гиньяра де Сен-При – встречается лишь в 1771 г. (пожалован орденом Св. Андрея Первозванного), когда прически, как на аукционном портрете, давно уже не носили.
Неужели все-таки де ла Шетарди? Уверенности в этом я испытывать не могу. Во-первых, как было уже отмечено выше, поиск персонажей с «требуемым» комплектом орденов был произведен в некоторой степени поверхностно и, вполне вероятно, кто-то еще подходящий просочился мимо моих «фильтров». Во-вторых, неясно, какие основания де ла Шетарди, начинавший как военный, но затем на всю оставшуюся жизнь сосредоточившийся на дипломатическом поприще, имел для позирования с полководческим жезлом. Латы-то на его портрете вполне можно допустить – на достоверной гравюре он изображен в кирасе, так почему бы ему не быть изображенным и в полных доспехах? И, наконец, для позирования со всеми присутствующими на портрете орденами у де ла Шетарди был лишь достаточно краткий период – между награждением орденом Св. Андрея Первозванного в 1742 г. и лишением этого ордена в 1744 г.
А вот во внешности, как кажется, можно найти общее у персонажа аукционного портрета и де ла Шетарди на достоверной гравюре. И все же, почеркну еще раз – версия о том, что на «портрете Станислава Лещинского» работы Антуана Песне (Пена) в действительности изображен французский дипломат Жак-Иоахим Тротти, маркиз де ла Шетарди, является не окончательной, а лишь рабочей, и высказываемой мною ооооочень осторожно. То, что это не Станислав Лещинский, сомнений не вызывает, а вот остальное….
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.