В первой в Беларуси школе мозаики и витража проходит обучение на курсе по созданию картин из стекла. Корреспондент агентства «Минск-Новости» заглянула на творческий урок.
Красота линий
Ученики создают произведения в комфортном для себя темпе и в спокойной дружелюбной обстановке. Преподаватель Полина подходит к каждому, подсказывает, как сделать лучше. В самых ответственных моментах помогает.
— С чего нужно начать знакомство с витражом, если никогда не работал со стеклом? — интересуюсь, постепенно погружаясь в неизведанный для себя мир.
— Чтобы понять, нужно посетить мастер-класс, во время которого мы проходим все этапы создания маленького изделия: от выбора эскиза до паяния, — ответила Полина. — На броши, подвески, подсвечники, состоящие из нескольких деталей, уходит в среднем 4 часа. А на курсе чаще всего делают витражи в окна, настольные и лампы для свечей — более функциональные и сложные вещи.
— В этом деле важен эскиз. А если не умеешь рисовать? — спрашиваю, рассматривая фрагменты будущих произведений, и наблюдаю за каждым этапом их создания.
— Ничего страшного! Я всегда помогаю. А как по-другому? — сказала собеседница. — Все пользуются соцсетями, фотохостингами — подсматривают идеи. Главное, чтобы итоговый эскиз немного отличался от понравившейся картинки. Например, можно использовать другие цвета или иное разделение на фрагменты. Так этичнее по отношению к авторам и их произведениям. Всему можно научиться. Ремесленником в художественной профессии может стать любой. Это всего лишь вопрос времени и приложенных усилий.
— Как понять, что витраж сделан качественно?
— Если витраж держится, значит, обернули правильно, — пояснила Полина. — Ведь паяется медная лента, и здесь важна ее целостность. В противном случае появятся разрывы, а их быть не должно. Также обращаем внимание на равномерность запайки, ее форму (идеальный вариант — форма полусферы). Работу нужно выполнять без зазубрин и лишних перпендикулярных линий. Витраж — красота линий.
Поиск цвета
Первый этап — подбор цвета — самый ответственный. Программист Елена внимательно перебирает образцы стекол, некоторые откладывает в сторону, чтобы рассмотреть на свету. Затем оценивает сочетаемость оттенков. С выбором помогает преподаватель.
— А почему у вас сова? — любопытствую, разглядывая эскиз.
— Человек, которому буду дарить изделие, любит этих птиц. Планирую сделать работу за полтора месяца. Хотя не уверена… Здесь 30 деталей! — ответила Елена.
— Как покажете перышки? Будете искать фактурное стекло?
— С гладким тоже получится эффектно! Полина называет такие стекла кафедральными — их можно увидеть в костелах. На вид простые, но самые красивые: именно от них на пол ложится неискаженный рисунок.
Стук! Стук! Вырезано
Периодически раздается стук. Затем часть стекла отпадает и в руке филолога Елены остается вырезанный стеклорезом фрагмент. На изготовление русалки, которая поселится на даче у минчанки, уйдет 3–5 месяцев. Елена чередует витраж с мозаикой. Что сложнее? По словам Елены, продумывать тонкости работы. Ей интересен сам процесс создания произведений искусства.
Идеальная шлифовка
Врач Дарья уверенно шлифовала каждое стеклышко с помощью специальной машинки. Присматриваюсь к будущей работе — скоро оживут гуси!
— В этот раз захотелось изделие побольше. В моем кабинете на работе большие окна, поэтому решила вставить витраж, — не отвлекаясь от процесса, пояснила доктор.
Представляю, как повезло ее пациентам! Заходишь в кабинет, а тебя встречает витражная работа в сочных оранжевых оттенках! Оранжевый — цвет радости, энергии, он создает атмосферу уюта. Словом, гуси получатся терапевтическими.
Протираем…
У ремесленницы Натальи еще чуть-чуть — и выпорхнет колибри. Стилизованный рисунок она самостоятельно нарисовала, даже помощь преподавателя не понадобилась.
— Изготавливаю в подарок фантазийную птичку, похожую на колибри. У моей клювик и хвост длинные, а у настоящей птички хвост короткий, — уточнила Наталья.
— Не представляю, как можно сделать длинный клюв, — развожу руками.
— Выточить из стекла настолько тонкий фрагмент можно, но мы медной лентой закроем все стекло. И какой тогда в этом смысл? — рассуждает ремесленница. — Будем использовать металлическую вставку. Сейчас я обезжириваю детали перед тем, как обернуть фольгой. Этот этап пропускать нельзя, иначе она не пристанет.
Хитрое обертывание
Долго присматривалась к прямоугольным фрагментам изделия еще одной мастерицы. У Лидии немаленький стаж — год и уже четвертая работа. Мне ее фрагменты напомнили домики. Представила красивое панно на городскую тематику.
— Изготавливаю шестиугольный стаканчик для карандашей, — пояснила Лидия. — Представьте, какая красивая и функциональная вещь у меня получится! Тут есть хитрость! Все объемные конструкции нужно продумывать технически более детально. Я скрепила секции, запаяла только часть витража, сейчас помою от паяльной кислоты и снова буду обертывать, только уже широкой лентой медной фольги, чтобы не было стыков.
А я ловлю себя на мысли, что витражи напоминают мне большие леденцы. Эх, сладкое занятие!
Фото автора