Самое главное — без паники! А также без резких слов и движений.
Разберём по пунктам очередность действий:
- Переспросите ребёнка что он сказал спокойным тоном. Вам могло просто послышаться!
- Если всё-таки не послышалось, уточните у ребёнка, что он имел в виду, и знает ли значение этого слова. Часто дети понятия не имеют, что означают эти слова. И повторяют их вслед за сверстниками и взрослыми только потому, что чувствуют определенную эмоциональную окраску, и им нравится звучание этих слов. Если это тот самый случай, и ребёнок просто «сболтнул», не понимая сказанной «абракадабры» и не желая кого-то оскорбить или обидеть, то спокойно объясните, что это плохое слово, которое вам неприятно слышать. Добавьте, что надеетесь, что этого больше не повторится.
- Если понимаете, что сказанное не случайность, и ребёнок сознательно выругался, то спросите, зачем он это сделал. Здесь очень важен открытый, доверительный разговор.
Некоторые дети ругаются, чтобы выглядеть взрослее, другие, чтобы их боялись и уважали, третьи — потому что это слово прицепилось и стало уже дурной привычкой. Важно понять мотивы использования бранной лексики.
Конечно, ещё очень важно понимать, как обстоят дела с использованием нецензурных выражений в семье. Родители часто думают, что дети не слышат и не понимают их «полутонов» и «полушепота». Но они всё слышат, запоминают и повторяют. Даже если вы сами не употребляете таких слов, но часто смотрите контент с подобными выражениями при ребенке, то это тоже имеет негативный эффект. Дети предельно внимательны ко всему, что мы смотрим, слушаем, читаем.
Поэтому, как обычно, начинаем с себя. Мы можем корректировать поведение ребёнка, только если сами ведем себя безукоризненно в данном отношении. И помним: меньше критики, больше спокойствия и понимания. На основе доверительного общения скорректировать лексику ребёнка будет гораздо проще.
Делитесь своим опытом, кто сталкивался с такими ситуациями и как выходили их них?