О Кушанском царстве, сопоставимом по могуществу с Римом, Парфией и Китаем, историки узнали …лишь в середине XIX века. И то случайно: благодаря нескольким европейским нумизматам, которые обратили внимание на эллинистические монеты с именами царей «какого-то Кушана».
Нынче же даже школьникам пятых классов, познающим историю древнего мира, известно, что Кушанское царство — древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии, чей период расцвета приходится на 105–250 годы н. э. По одной из теорий, Кушанское царство было основано народом юэчжи, пришедшим из мест, где сейчас находится китайский Синьцзян.
Но вряд ли даже отличники помнят все это дольше одной четверти учебного года, во всяком случае у нас. Ведь программа традиционно настроена на западные цивилизации, с их изобилием древних письменных источников, произведений классической и массовой современной культуры. А сведения о Востоке даются эпизодически, даже если в их основе объемный корпус документов. Что же до Кушанской империи, то ее история восстановлена лишь по отдельным китайским летописям, индийским и греческим свидетельствам, а главным образом археологически. То есть трудами копателей, любителей «бегства от современности». Ну-у, обычным-то людям это зачем?
Затем, что «абсолютно глупыми являются рассуждения о том, что археология – это бегство от современности. Чушь! Археология – одна из главных современных фундаментальных наук. Она открывает перед нами прошлое, тем самым помогая понять настоящее», – академик Эдвард Васильевич Ртвеладзе, ученый с мировым именем, был в этом твердо уверен.
Он родился в 1942 году в грузинском городе Боржоми. Окончив исторический факультет Ташкентского государственного университета, защитил докторскую диссертацию в Москве. Он исследовал колоссальные пласты истории и культуры центральноазиатского региона, старые и новые маршруты Великого шёлкового пути, все периоды исторического прошлого Центральной Азии и Кавказа — от неолита до позднего Средневековья. При этом был не только археологом, но и компетентным лингвистом, эпиграфом, географом, искусствоведом и нумизматом. Десятки его серьезных монографий и более восьмисот отдельных работ были изданы в СССР, потом в Узбекистане и переведены во многих странах мира. Он читал лекции в университетах и научных учреждениях Вашингтона, Лондона, Парижа, Турина, Никосии, Осаки, Киото, Токио, Стокгольма, Москвы, Цюриха и других городов. За свою научную деятельность был награждён Государственной премией Узбекистана и тремя орденами.
Самой яркой его заслугой считается открытие Александрии Оксианской – города-крепости, заложенного Александром Македонским на Аму-Дарье, для греков – на Оксе. В ходе Тохарской экспедиции, начатой в 1972 году, было локализовано древнее городище Кампыртепа в 30 км от Термеза. Сначала как населенный пункт Пандахийон, но дальнейшие исследования позволили убедительно заявить о мировой сенсации – находке Александрии Оксианской, описанной Птолемеем.
Но сегодня наша речь не о городе, а о книге. «Кушанское царство. Династии, государство, народ, язык, письменность, религии» – одна из последних, вышедших из-под пера замечательного ученого. О судьбе огромной территории, от Аральского моря до Ганга, куда большой частью входили будущие Афганистан, Узбекистан, Туркменистан, Пакистан, Северная Индия. Здесь пересекались великие караванные пути, сосуществовали разные этносы, религии, формы собственности, хозяйства и торговли. Все сведения о них установлены и доказаны на основе археологических данных, в основном, изваяний и монет. Эти находки очень информативны!
Например, скульптурные и живописные изображения доносят до нас явные европеоидные черты их прототипов. А монеты раскрывают богатую историю деловой жизни в разные периоды. Например, если во времена Греко-Бактрийского царства была особенно характерна серебряная тетрадрахма – большая денежная единица, связанная с крупными оборотами внешней торговли, то позже её заменяют более мелкие бронзовые номиналы, указывающие на развитие розничного оборота. Среди кого же оборот? Среди мелких собственников земли, ремесленных хозяйств, городских торговцев, которым всем нужно было устойчиво поддерживать сложные хозяйственные, правовые и культурные отношения. А также религиозные.
Буддизм в Кушанском царстве, слившись с древними культами, стал одной из мировых религий того времени. Именно этот синкретический, перемешанный с местными верованиями буддизм позднее получил распространение в Тибете, Монголии, Китае и Японии.
Много еще всего важного и серьезного сулит нам политический «поворот на восток». Обращение к истории азиатских стран все меньше ограничивается легким любопытством к экзотике. И очень хорошо, что есть у нас качественный опыт взаимопроникновения культур, интереса друг к другу разных народов. Книга большого ученого «Кушанское царство. Династии, государство, народ, язык, письменность, религии» большого ученого – прекрасный тому пример.
Ртвеладзе Э.В. Кушанское царство. Династии, государство, народ, язык, писменность, религия. – СПб.: «Евразия», 2024. – 256 с. (PARVUS LIBELLUS NOVUS)
Материалы по теме:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.