Найти в Дзене
Книжный класс

Мы говорим «Шлиман», подразумеваем «Троя»

Генрих Шлиман (1822-90), сын бедного сельского пастора в мелком государстве Мекленбург-Штрелиц на севере нынешней Германии, известен как «человек, откопавший Трою». Устойчивый современный миф повествует о его детских мечтах найти артефакты «Илиады» на месте описанных в гомеровском эпосе событий, о многолетнем самоотверженном добывании средств на эту экспедицию и, наконец, о блистательном торжестве кладоискателя, покрывшем имя авантюриста-самоучки неувядаемой всемирной славой. А как было на самом деле? Был ли, как говорится, мальчик и все остальное? Мальчик был. Потом был юноша, проявивший отличный коммерческий талант и способности полиглота, в 24 года ставший представителем крупной нидерландской компании в России, чье подданство вскоре принял, женился и двадцать лет продолжал у нас успешную торговую карьеру. А потом вдруг круто изменил жизнь: отправился получать образование в Сорбонну и устремил свою бурную любознательность на античный мир, на возможность громких открытий его материа

Генрих Шлиман (1822-90), сын бедного сельского пастора в мелком государстве Мекленбург-Штрелиц на севере нынешней Германии, известен как «человек, откопавший Трою». Устойчивый современный миф повествует о его детских мечтах найти артефакты «Илиады» на месте описанных в гомеровском эпосе событий, о многолетнем самоотверженном добывании средств на эту экспедицию и, наконец, о блистательном торжестве кладоискателя, покрывшем имя авантюриста-самоучки неувядаемой всемирной славой. А как было на самом деле? Был ли, как говорится, мальчик и все остальное?

Генрих Шлиман в молодости.
Генрих Шлиман в молодости.

Мальчик был. Потом был юноша, проявивший отличный коммерческий талант и способности полиглота, в 24 года ставший представителем крупной нидерландской компании в России, чье подданство вскоре принял, женился и двадцать лет продолжал у нас успешную торговую карьеру. А потом вдруг круто изменил жизнь: отправился получать образование в Сорбонну и устремил свою бурную любознательность на античный мир, на возможность громких открытий его материального наследия. С тех пор реальная человеческая биография и стала приобретать признаки мифа, причем отнюдь не стихийно.

Генрих Шлиман. Раскопки Трои.
Генрих Шлиман. Раскопки Трои.

Переосмысление собственного прошлого пошло рука об руку с умышленной интерпретацией настоящего. Едва начав раскопки на холме Гиссарлык и вплоть до самой смерти, Шлиман «жил в уверенности, что нашел все, что искал, и доказал все, что хотел доказать». На деле же он не нашел именно того, что провозгласил главной целью, – ту самую Трою, где царствовал величественный многодетный Приам и которую десять лет осаждали войска Агамемнона, Менелая, Ахиллеса, Одиссея и других героев Илиады.

Генрих Шлиман на раскопках Трои.
Генрих Шлиман на раскопках Трои.

На холме искусственного происхождения («Гиссарлык» в переводе «место, где стоит крепость») в турецкой провинции Чанаккале, примерно в 7 км от входа в пролив Дарданеллы, оказались остатки девяти слоев крепостных сооружений, уходящие «корнями» на два тысячелетия глубже, чем история гомеровских героев. Который из них «тот самый» – спорят до сих пор. А так называемый «клад Приама» – несколько килограммов золотых украшений, в которых импозантно сфотографирована вторая жена Шлимана, юная гречанка Софья, и которые стали апофеозом его археологических трудов – лишен адекватной научной привязки к месту находки, своевременной фиксации и атрибуции всех своих частей.

Жена Генриха Шлимана (Heinrich Schliemann) София в золотых украшения, найденных при раскопках Трои.
Жена Генриха Шлимана (Heinrich Schliemann) София в золотых украшения, найденных при раскопках Трои.
золотые украшения, найденных при раскопках Трои.
золотые украшения, найденных при раскопках Трои.

Прегрешения энтузиаста-археолога этим не ограничиваются, но книга, написанная известным ученым-историком и литературоведом античности Л.С.Клейном, расскажет о них лучше. Как и о подлинных заслугах Шлимана, отделив их от эффектного вымысла, которым тот старался «продвинуть» в общественное сознание свою искреннюю любовь к археологии, древнему миру и безграничным возможностям его изучения.

фото издательства "Евразия"
фото издательства "Евразия"

Клейн Л.С. Шлиман в России и мире. – СПб.: «Евразия», 2020, 128 с. Серия "Parvus libellus"

Мемориальная доска Генриху Шлиману в Санкт-Петербурге.
Мемориальная доска Генриху Шлиману в Санкт-Петербурге.

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .

Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.