В Библии - фактически в Ветхом Завете - мы видим упадок общества в то время, о котором идет речь или которое было написано в этих текстах. Это время практически полностью совпадает с тем, в котором мы живем сегодня.
Наше приложение:
О состоянии человечества мы читаем у пророка Исайи: Но они уклонятся направо, потому что будут голодны; и будут есть налево, но не насытятся; будут есть плоть руки своей. (9, 20, ср. Иер. 19, 9). В другом месте (9, 2) он говорит о людях, ходящих во тьме и тени смертной. Иными словами, люди ходят во тьме, а тень, которую они выбрали в качестве места отдыха, оказывается тенью смерти. Тот же пророк отмечает, что беззаконие тлеет и что разразится огонь, который, подобно лесному пожару, пожрет самое пропитание народа (9, 18).
Из этого можно сделать важный вывод: в конечном итоге наказывает нас сам грех, а не Бог. Мы сами являемся причиной зла, потому что в любом случае Бог не сотворил смерти (Премудрость Соломона, 1, 13). Образы Писания, описывающие упадок человеческого общества, наглядны и особенно выразительны. Как во времена Ветхого Завета, так и сегодня люди похожи на сломанный тростник и мерцающие светильники. То есть людей израненных и разочарованных. Одинокие, без помощи. Человечество, которое, похоже, ничуть не изменилось в своих страстях и моделях поведения.
В тумане и мраке, еще до Воплощения Слова, человечество увидело свет. Это был предвестник нового, великого Света Нового Завета - Иисуса Христа. Этот свет был россыпью огней - пророков, которых Бог послал приготовить путь Мессии.
Что они делали? В чем заключалась их задача? Их задача заключалась и заключается в том, чтобы приносить Божьи послания, и, поскольку они осознавали, что делают, они начинали свои высказывания со слов: Так говорит Господь. Действительно, они давали знамения, которые были не только словами, но и действиями (Ис. 20, 1-6; Иер. 18, 1-12). Но самым важным и решающим знамением было само их существование, поскольку своей жизнью они показали себя носителями истинного Божественного предания. Эти пророки предсказывали и в какой-то мере приводили к крушению повседневность по отношению к вечности. Их задача состояла в том, чтобы выявить болезнь века и с Божьей помощью исцелить ее. Другое дело, что они сделали, - объявили новое небо, новую землю, нового человека, новое человечество. И все это не в теории, а на деле.
Они даже учили через свое лицо, на котором было изображено и напечатано Царство Божие. Они уже пережили это Царство в настоящей жизни. Возьмем, к примеру, случай с пророком Илией и вдовой. У нее было совсем немного еды, достаточно для себя и сына, но она отдала ее пророку, прекрасно понимая, что после этого они умрут. Лицо Илии не оставило у нее сомнений в том, что он человек Божий.
Работа пророков была утомительной и кропотливой. Они должны были сгибаться, изнурять себя, пачкать руки и с тщательностью связывать сломанный тростник, добавлять масло, милосердие и любовь в мерцающие и готовые погаснуть светильники. Это была их высшая задача.
Ответственность, которую они несли за этот дар, была очень велика, особенно когда речь шла о предвидении. Им было очень больно видеть будущие катастрофы, которые стали следствием гниения общества. К тому же это призвание было не для всех. Жребий стать пророками выпал им от Бога.
Теперь перед нами встает вопрос: есть ли сегодня пророки? Поскольку Дух Святой всегда присутствует в Церкви, то пророки и святые будут всегда.
Где они живут? В пустыне, в горах, но также и в пустыне городов. Первые - как необходимые маяки на необитаемых островах, предотвращающие кораблекрушения, вторые - как светофоры, регулирующие движение, чтобы избежать ненужной путаницы. Любое общество, в том числе, конечно, и наше, нуждается в настоящих пророках, и Бог позаботится о том, чтобы мы никогда не были обделены ими.
Вполне возможно, что пророк живет рядом с нами. Естественно, они не афишируют свою деятельность и присутствие, поскольку действуют в священной тайне. Они не ищут человеческого признания. Их сравнивают не с другими людьми, а со святыми. Они не считают, что достигли высот, потому что, чем ближе они к Богу, тем больше осознают свою духовную нищету. И тогда, по слову Господа, они действительно возвышаются (Лк. 18, 10-14).
Прислушиваются ли люди к голосу пророков? Когда мы слушаем и принимаем пророческие речи, мы движемся в правильном направлении, мы входим в настоящую радость, к которой стремимся, а не к чему-то преходящему. Мы радуемся, говорится в псалме, как люди радуются во время жатвы (125, 6). Наша душа полна, она ликует и скачет от невыразимого восторга. Она видит свет истинный, который невозможно скрыть или спрятать.
Наконец, подлинные пророки имеют одну особенность: они - знаки пререкания. Они будут либо возвышены, либо низвергнуты во мнении других. Для таких людей Божьих не существует нейтрального вердикта. Блаженны те, кто знал такого Божьего человека, кто впитал и принял его слова, кто смог предложить ему хотя бы стакан холодной воды. Такие пророки узнаваемы многими, кто живет в Истине, а также тем, что они не культивируют личного почитания. Напротив, они стараются привести людей к первопринципу, первопричине всего. Настоящие пророки узнаваемы, потому что они утоляют жажду, дают отдых, укрепляют и просвещают. Это очень очевидно. Пророк - это тот, кто постоянно отдает, добровольно жертвует. Он или она - зажженная лампа, горящая каждый миг каждого дня для всех людей без исключения. Пусть наши глаза будут открыты, а души чисты, чтобы мы могли открыть их для себя. Они редки, но они существуют.