Найти тему
Елена Меренская

Роковые параллели истории. Мнение.

Из Интернета.
Из Интернета.

Можно пофилософствовать о повторяемости исторических процессов по спирали, а можно задуматься над очевидными параллелями в политике.
Если о политиках, то независимо от их исторических величин, следует признать, что человек всегда остается человеком, а значит не без слабостей, которые с возрастом не переходят в политическую мудрость.
Философствующие мудрецы-это те, кто ничем не управляет, кроме собственной мудрости, а значит и слабости их видимы только близкому кругу.
Недостатки же политиков выявляются на практике и на человеческих судьбах.

"От великого до смешного один шаг".
Наполеон Бонапарт о себе после русского похода 1812 года.

В декабре 1804 года Наполеон возложил на себя корону императора Франции.
Великий полководец современности, пожизненный консул Французской республики, Бонапарт проявил человеческую слабость и сделал первый шаг от великого к смешному - назначил сам себя республиканским императором.
Сохранив все символы революционной Франции от флага до гимна, Наполеон вознамерился стать в ровень древним императорским домам Европы.
Но при этом, теперь уже император Наполеон I, начал совершать поступки, которые противопоставили его всем европейским монархиям.

"Нельзя не видеть своеобразную парадоксальность политики, осуществляемой Наполеоном Бонапартом. Человек необыкновенной судьбы, император французов, знаменитый полководец, самодержавный монарх, Бонапарт в глазах современников и последующих поколений казался властителем, наделенным беспредельными возможностями, самым авторитетным, самым могущественным из повелителей. Его слово было законом, его приказы исполнялись мгновенно, никто не смел ему возражать. Ни один абсолютный монарх не пользовался такой неограниченной властью, как император французов. Но при всем том этот могущественный человек часто должен был делать противоположное тому, что считал нужным, что хотел".
Альберт Манфред -Наполеон Бонапарт- "Мысль" М., 1999, с.349

В мае 1803 года после короткого перемирия возобновилась война Франции и Англии.
Война без войны продолжалась целых два года.
Противники вели торговую морскую блокаду портов, захватывали купеческие суда с конфискацией перевозимых товаров, только до боевых столкновений на суше дело не доходило.

Наполеон готовился к захвату английских островов.
Летом 1803 года началась подготовка французских войск к высадке на английский берег.
Для военной экспедиции на побережье пролива Ла-Манш был выстроен Булонский лагерь, где сосредотачивались корпуса Даву, Нея, Сульта, Ланна, Мормона, Ожеро, Мюрата, спешно строились транспортные суда для переправы через пролив....
Весной 1804 года Наполеон через французскую печать начал компанию психологического давления на англичан сообщениями, что вторжение начнется в ближайшие дни.

В начале августа 1805 года Наполеон выехал в Булонский лагерь, чтобы лично руководить высадкой в Англию.
Сомнения начали одолевать императора к десятым числам августа, когда ожидаемый им французский флот под командованием адмирала Вильнева не прибыл к Булони.
К концу месяца стало известно, что Вильнев не смог исполнить ни одного предписания из плана Наполеона.
А уже к сентябрю стало ясно, что операция по захвату английских островов не состоится. Этому способствовало одновременно два события:
-осенью 1805 года третья антифранцузская коалиция сложилась и русские войска начали движение в Европу;
- 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар английская эскадра адмирала Нельсона разгромила объединенный франко-испанский флот адмирала Вильнева.

Намерения Наполеона к захвату Англии были вполне реальные. Император опасался только английского флота. С сухопутной армией англичан Наполеон не считался.
Тем более необъяснимы действия, которыми Наполеон настроил против себя не только Англию, а еще Россию, Австрию и, потенциально, Пруссию.
Южногерманские государства, Бавария, Вюртемберг, Баден, находившиеся под покровительством России, были втянуты в орбиту французской политики.
Летом 1803 года французы оккупировали Ганновер и район Гамбурга-места традиционной русской торговли.
Франция вела подготовку к захвату Ионических островов, с последующим выходом на Балканы.
Дипломатия Наполеона откровенно интриговала в Турции, желая расстроить шаткий мир России и Оттоманской империи.

Есть сомнение в мотивации государственными интересами России начать войну с Францией. Экспорт-импорт России с Францией составлял 10%, а с Германией чуточку больше-11%. Скорее, Наполеон затронул фамильные интересы Романовых в Европе.

В итоге, в сентябре 1804 года Россия порвала дипломатические отношения с Францией, а 11 апреля 1805 года в Петербурге была подписана российско-английская союзная конвенция.
Осенью 1805 года к конвенции присоединились Австрия, Швеция и Неаполитанское королевство.

Против Франции сформировалась третья коалиция крупных европейских государств.
Наполеон поставил себя перед опасностью войны на два фронта.
Булонский лагерь был свернут, армии французов срочно направлялись на восток Европы.

Через сто, с небольшим, лет во Второй мировой войне Европа повторила пройденное ею же в "нулевую мировую" войну начала Девятнадцатого столетия.
С той лишь разницей, что теперь Англии и Франции угрожала объединенная Германия.

Адольф Гитлер, пришедший к власти в Германии путем выборной демократии, сделался единоличным германским канцлером, а вскоре объявил себя фюрером всей германской нации.
Германию стали величать Третьим тысячелетним Рейхом.
В XX веке мода на императорские короны миновала, да и Гитлер оказался фигурой помельче Наполеона.
И пусть форма самодержавия изменилась, но его сущность осталось прежней - это абсолютизм власти.
Амбиции диктаторов тоже не поменялись-мировая гегемония с лавровым венком на челе.
Гитлер в своих потугах к мировому господству повторил все стратегические ошибки Наполеона, включая войну без войны с Англией и Францией, неудачу высадки на британские острова, и потопление англичанами
"Бисмарка" - самого современного корабля германского ВМФ.

Но не забудем и Англию.
Эта держава являлась зачинщицей всех крупных европейских и мировых войн. Стравливая страны и народы, сама пряталась за проливами, объявляясь тогда, когда наступала пора дележа политических и военных трофеев.

Российская империя Александра I в начале Девятнадцатого столетия мало чем отличалась от екатерининского века.
В России первой половины XIX в. продолжилось разложение феодальной формации, начавшееся еще при Екатерине II.
Империя оставалась аграрной страной, где 90% населения составляли крестьяне, а 3% - крупные землевладельцы с феодально-крепостническим ведением земельного хозяйствования, когда проблемы урожайности решались не научно-механизированным способом, а распашкой новых земель.

В торговом экспорте России, как и раньше, главными товарами были хлеб, лен, пенька, сало, лес, кожи и прочее сырье, причем продовольствие и сырье составляли 80-90% стоимости русского экспорта.
Импортировалась продукция западного буржуазно-капиталистического производства.

После императора Петра Великого русские самодержцы не беспокоили себя черновой работой по контролю за исполнением своих же указов и распоряжений.
Эти задачи возлагались на множившиеся министерства и ведомства, скоро заполненные коррумпированным чиновничеством.
Александр начал царствование в мечтах о благах страны, окружил себя друзьями-товарищами, такими же
"маниловыми", мало на что способными в практической работе.

Император и его придворное приближение пребывали в иллюзиях о Российской империи, как о могущественной европейской державе, способной сразиться буржуазной армией Франции, во главе которой стоял самый выдающийся стратег того времени-Наполеон.
Так, пребывая в собственных фантазиях о мощи крепостной армии крестьянской империи, Александр I пошел воевать в Европу.

Аустерлиц остудил горячую голову российского императора.
С 25 июня по 9 июля 1807 года в Тильзите
(современный г. Советск в Калининградской области), после переговоров с Наполеоном, Александр был вынужден подписать русско-французский договор о мире и дружбе с секретными протоколами о наступательном и оборонительном союзе.
Договор с европейским узурпатором вызвал негодование в Европе, а в окружении русского царя начались разговоры о замене Александра его сестрой под именем Екатерины III.
Такой договор был выгоден, в первую очередь, Наполеону. Французский император полагал, что союз с восточным гигантом гарантирует Францию от войны с Англией и другими европейскими монархиями.

Чем не параллель с Германо-Советским договором 23 августа 1939 года (пакт "Молотова-Риббентропа"?

В России тильзитский мир стал именем нарицательным, "похабным".

Тильзит (1807 г.), а потом Эрфурт (1809 г.) не стали гарантией мира ни для Наполеона, ни для Александра.
Англия отклонила посредничество России о мире с Францией, а 12 апреля 1809 года Наполеон узнал, что австрийская армия переправилась через реку Инн, и ее передовые части вступили в Мюнхен.

С 1811 года Наполеон начал планировать войну против России.

Статьи к теме по ссылке: -Только кажется или Россия опять повторяет свою историю?-

Из Интернета.
Из Интернета.

С уважением к подписчикам и читателям, автор.