Слова во время диалога или конфликта усваиваются собеседником лишь на 7 %, а вот голос и его интонация - на 38 %. Еще 55 % приходится на выражение лица
Это очередной психологический миф. Некто Альберт Мейерабиан, почетный профессор психологии Калифорнийского университета, всерьез занимался этим вопросом. Формула 7-38-55 относится лишь к тому, как у собеседника или зрителя формируется симпатия к говорящему. Завоевать доверие только за счет умных и логичных речей не получится. Понравиться другому человеку, используя только интеллект и эрудицию, невозможно. Нужно, чтобы к полезной и интересной информации, которая формирует симпатию лишь на 7 процентов, добавлялись соответствующие интонации - это плюс еще 38, и выражение лица - а это уже контрольный пакет акций - 55 процентов.
Информация, переданная диктором мужчиной запоминается лучше, чем та же, но проговоренная женским голосом.
А вот это уже чистая правда. Экспериментов на эту тему проводилось множество и они в один голос (вероятно, мужской) говорят, что низкий тембр воспринимается как экспертный, авторитетный, а высокий скорее, как эмоциональный или даже творческий, но не информативный.
И собственно к самому главному - на кой нам эти знания и как их применить в простой человеческой жизни?
Низкий тон голоса вызывает доверие. А вот высокая тональность ассоциируется с возможной ложью. Поэтому, при попытке убедить собеседника в своей правоте, говорить на эмоциях не стоит, это сильно снижает эффективность. А ведь зачастую именно так и происходит. Даже когда мы знаем, что делаем, и верим в то, что говорим, в отчаянии иногда выпаливаем это на повышенных тонах. Потому что, ну а как еще это донести?! Громко крикнуть! Желательно в ухо. Но таким образом можно донести свое эмоциональное состояние, а не смысл проговоренной речи.
Размеренная и спокойная манера речи (не путать с равнодушной и отстраненной) располагает к равному взаимному диалогу. Собеседник отключает часть защитных механизмов и становится более открытым. Ему не нужно сопротивляться и отстаивать свою правоту. А значит и воспринять новую для себя информацию или точку зрения ему будет проще.
И важно определить для себя - что именно вы хотите донести до мужа, мамы с папой, подруги или начальника. Если показать, что вы на пределе и нуждаетесь в помощи, что вы исчерпали все доступные вам разумные способы донесения информации и готовы к крайним мерам, возможно, стоит быть максимально искренним и даже экспрессивным, при этом ночами писать будущую речь не обязательно. Если же необходимо рационально решить конкретную задачу, лишние эмоции и повышение тона могут сработать против вас.
Разобраться, в какой момент вы теряете контроль над ситуацией и всегда ли понимаете, как ваши пламенные речи воздействуют на окружающих можно во время консультации. А еще можно отрепетировать новые приемы взаимодействия и получить на них обратную связь, чтобы понять, какие из них работают и, что не менее важно, как именно они работают.
Автор: Ольга Сельницкая
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru