Помните статью ПРИЗНАК РИПО - БЕЛОГЛАЗОВА? Я там говорил, что желание врача приподнять веко предположительно умершего человека, чтобы удостовериться в его кончине, имеет под собой вполне определённую цель: если нажать на радужину трупа, зрачок так и останется овальным. А если снова станет круглым, значит, перед вами ещё живой человек.
Но я тогда не знал, что параллельно можно узнать и ещё кое-что очень важное - ещё один признак наступления смерти. Оказывается, уже во время агонии у человека происходит высыхание роговицы, она теряет блеск, тускнеет и представляется как бы посыпанной мельчайшей пылью вследствие приподымания эпителия.
Это и есть - ПРИЗНАК ЛУИ. Просто его так не всегда называют, тем не менее, в литературе по судебной медицине этот эпоним присутствует, и он имеет право на существование.
Пьер-Шарль-Александр Луи (14 апреля 1787 – 22 августа 1872) - французский врач, клиницист, патологоанатом. Иностранный почетный член Американской академии искусств и наук.
Родился в коммуне Ай, регион Шампань, в семье виноторговца. Его детство и юность пришлись на период Французской революции, и он поначалу хотел стать юристом, но потом переключился на медицину. (Почему-то возникает мысль, что парень насмотрелся казней на гильотине.)
Учился искусству врачевания в Реймсе и Париже, имел медицинскую практику, но после того как его единственный сын умер в детстве от туберкулёза, оставил это дело и перешёл на преподавательскую работу в больницу Питье-Сальпетриер.
Кстати, он сопровождал графа де Сен-Приста, друга семьи, во время его поездки в Россию. Они путешествовали в течение нескольких лет, а потом поселились в Одессе. Там он возобновил медицинскую практику и врачевал русских людей в течение четырех лет, получив почетное звание врача от самого царя.
Но в 1820 году там вспыхнула эпидемия дифтерии, и Луи снова закомплексовал, поняв, что он не может справиться с этой бедой. В результате чего вернулся в Париж и, похоже, наложил на себя епитимью, проработав в больнице в течение семи лет. Он поначалу даже не получал за это денег, но добросовестно оперировал, лечил, заполнял истории болезни.
Он пришёл к выводу, что кровопускание во время лихорадки и воспаления лёгких лишь ухудшает положение больного. Это вызвало сильное сопротивление врачей, которые не желали ждать анализов, чтобы определить, эффективны ли текущие методы лечения, или отказаться от них, если они были признаны неэффективными. Но постепенно к нему начали прислушиваться.
Луи разработал так называемый "численный метод лечения болезней", который включал использование средних значений по группам пациентов с одним и тем же заболеванием для определения того, что следует делать с отдельными случаями этого заболевания. Луи подчёркивал важность сходства пациентов, выходящего за рамки простого заболевания, и попытался учесть такие факторы, как возраст пациентов в разных группах лечения, диета, тяжесть заболевания и другие методы лечения, используемые помимо кровопускания.
Он был абсолютно убеждён - даже отдельные случаи имеют общие черты, и, утверждая, что каждый случай уникален, в медицине никогда не будет достигнут прогресс.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!