Три дня шёл упорный бой за эту высоту. Немцы закрепились на ней, опоясали её траншеями и огневыми точками.
Высота должна быть наша — таков приказ командования.
И когда по цепи пронеслось, что на передовую прибыл седовласый командир и бойцы увидели его в 600 метрах от высоты, почти рядом с собой, небывалый под'ем овладел красноармейцами.
— За Родину, за Сталина!
— Даёшь высоту!
Это был клич русского сердца, голос души советского воина.
Дул сильный ветер. Он захлёстывал полы шинелей, поднимал над полем миллиарды серебристых снежинок, и они слепили глаза. Чувствовалась близость могучего Днепра, и это бодрило, придавало силы, звало к победе. Один за другим поднимались бойцы и перебежками продвигались вперёд.
Когда до высоты осталось 400 шагов, все увидели, как из отбитой у немцев траншеи вылез человек в солдатской шинели. Он броском преодолел несколько метров, упал, а потом отполз в сторону. И снова перебежка. Хлопнула вражеская мина, слева сухо затрещал немецкий пулемёт. Но солдата уже не было на этом месте. Он быстро откатился и залёг в пороше, а затем, снова короткими перебежками, стал приближаться к высоте.
«Ничейная» полоса стала ареной битвы. Схватывалась чёрная пыль от автоматных очередей, рвались мины, но, показываясь в промежутках между клубами дыма, человек полз. Это был гвардеец — сержант Михаил Яковлевич Ефимов, решивший водрузить над господствующей высотой красный флаг.
Наши поддерживали гвардейца. Ожившие огневые точки врага засекли артиллеристы офицера Рыжанкова и заставили их замолчать. Только из глубины упрямо трещал немецкий пулемётчик.
— Вперёд, братья, за нами Россия, — выкрикнул Михаил Ефимов и броском устремился к высоте. Всем своим существом он слушал родное русское «ура» — и увидел, как приблизившись к высоте, с двух сторон бежали к передним траншеям советские воины с винтовками наперевес...
В стереотрубу было видно, как, цепляясь пальцами за землю, соскальзывая вниз и снова карабкаясь по обледенелому склону горы, полз молодой сержант.
И вот гвардеец с флагом приподнялся над высотой. За ним была его Родина, впереди — ненавистные немцы. Резким ударом он вгоняет древко в расщелину мёрзлого грунта, — и на ветре заколыхал алый стяг.
Победили наши бойцы. Высота была взята, боевой приказ выполнен. Пехотинцы офицеров Веселова и Игнатова, развивая успех, продвинулись и дальше, мощным штыковым ударом отбросили гитлеровцев и закрепились на новой огневой позиции.
...Через полчаса после совершённого подвига, тут же, на поле боя командование наградило гвардии сержанта Ефимова Михаила Яковлевича орденом Красной звезды.
Гвардии майор С. ШУХМАН (1943)
★ ★ ★
Ефимов Михаил Яковлевич (1919) родился в деревне Ильина Гора Демянского района Новгородской области. В Красной Армии с 1939 года. Призван Ораниенбаумским райвоенкоматом. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Западном, Южном и 4-м Украинском фронтах.
В 1985 году награждён орденом Отечественной войны II степени.