Дипломная работа посвящена исследованию теоретических основ культурного туризма и разработке проекта нового туристического продукта в Волгоградской области. В работе рассматривается культурный туризм как глобальный феномен, влияющий на социально-культурное и экономическое развитие, анализируются доктринальные подходы к пониманию его сущности и содержания, исследуется правовое регулирование деятельности в данной сфере. Особое внимание уделяется изучению государственных и муниципальных программ развития культурного туризма, специфике федерального и регионального рынков, а также анализу туристских ресурсов Волгоградской области. На основе проведенного исследования разработан проект нового туристического продукта с обоснованием его социально-экономической эффективности. В работе использованы аналитический, историко-культурный и интервальный методы исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
1.1. Доктринальное понимание сущности и содержания культурного туризма
1.2. Правовое регулирование деятельности в сфере культурного туризма
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
2.1 Государственные и муниципальные программы развития культурного туризма
2.2 Специфика федерального и регионального рынков культурного туризма
2.3. Туристские ресурсы Волгоградской области в сфере культурного туризма
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ( «ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ»)
3.1. Разработка нового туристского продукта в сфере культурного туризма («По страницам истории родного края»)
3.2 Социально-экономическое обоснование эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность темы исследования дипломной работы, обусловлена тем, что современный туризм является глобальным феноменом, что оказывает заметное влияние на социально-культурное, экономическое, политическое развитие государств и мировое хозяйство в целом. В последние годы туризм становится важным фактором отдыха, рекреации, оздоровления, культурного развития миллионов граждан. Одновременно это и мощная индустрия, где пересекаются интересы представителей туристического бизнеса и потребителей туристических услуг. В некоторых случаях туризм является отраслью реализации национальных интересов.
Именно культурный туризм дает возможность вернуться к изучению культурного наследия человечества, его гуманистического содержания, он несет в себе интегративный потенциал, который объединяет всех путешествующих людей в стремлении к раскрытию жизни во всей полноте ее проявлений. Культурный туризм дает возможность расширить кругозор и углубить мировосприятие человека, показать красоту природы и величие творений человеческого гения, он способствует эстетическому развитию и духовному обогащению человека.
Актуальность данного исследования обусловливается и тем значением, которое придает ЮНЕСКО научному сопровождению организации культурного туризма. В ряде государств при ЮНЕСКО создана сеть кафедр культурного туризма, с целью поддержания мира и развития.
Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы теоретические и прикладные разработки известных российских и зарубежных ученых в области культурного туризма. Среди них - исследования В. А. Васина, В. Э. Гордина, Н. К. Горового, С. А. Деминой, Н. М. Джамалудиновой, Е. А. Дрябловой, А. С. Запесоцкого, Ф. Котлера, С. А. Красной, А. С. Морозова, Ю. М. Пахомова, Е. Л. Писаревского, М.А. Сущинской, А. В. Фирсовой и др.
Информационная база исследования сформирована на нормативно-правовых актах в сфере культурного туризма, а также материалах Интернет-ресурсов, таких как: http://www.turizm-volgograd.ru и www.welcomevolgograd.com.
Цель дипломной работы - обоснование теоретических основ культурного туризма, обобщение научных подходов к исследованию этого феномена, раскрытие потенциала Волгоградской области и разработку проекта туристического продукта.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
1)раскрыть доктринальное понимание сущности и содержания культурного туризма;
2)исследовать правовое регулирование деятельности в сфере культурного туризма;
3)изучить государственные и муниципальные программы развития культурного туризма;
4)выявить специфику федерального и регионального рынков культурного туризма;
5)проанализировать туристские ресурсы Волгоградской области в сфере культурного туризма;
6)разработать новый туристский продукт в сфере культурного туризма;
7)обосновать социально-экономическую эффективность проекта.
Объектом исследования выступает туризм как социокультурный компонент.
Предметом исследования является культурный туризм, его теоретические, культурологические основы.
Методы исследования. Основой обще-методологической базой исследования является совокупность философских и общенаучных методов, среди которых выделены аналитический метод, который дает возможность расширения понятийно-категориального аппарата, современного культурологического подхода к изучению туризма, историко-культурный метод как основа анализа закономерностей культурного процесса, интервальный метод как методология многомерного постижения социокультурной реальности.
Структура и объем выпускной квалификационной работы соответствуют цели и задачам исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, выводов, списка использованных источников и литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы исследования культурного туризма
1.1. Доктринальное понимание сущности и содержания культурного туризма
Понятие «культурный туризм» («cultural tourism») впервые официально на международном уровне применен в материалах Всемирной конференции по культурной политике (1982 г.). Этот термин возник в 80-е гг. XX в. и получил развитие от так называемого туризма наследия, явления, которое в силу многих причин стало популярным с 1970-х гг.
К основополагающим документам межправительственной Всемирной туристской организации (UNWTO), в сфере культурного туризма относятся Манильская декларация по мировому туризму (1980), Гаагская декларация по туризму (1989), Хартия культурного туризма (Брюссель, 1976), Хартия туризма (одобренная в 1985 г. Генеральной ассамблеей ВТО).
Основные документы в сфере культурного достояния продуцировали две международные организации - ICOMOS и ЮНЕСКО. ЮНЕСКО рассматривает культурный туризм как отличный от других вид туризма, «учитывающий культуры других народов». В Хартии по культурному туризму Международного совета по объектам (ICOMOS) культурный туризм определяется как форма туризма, основной целью которого помимо прочих целей является «открытие памятников и объектов». ICOMOS характеризует культурный туризм как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера, посвященный распространению и разъяснению культурной идеи». В Хартии туризма указывается на гуманитарное значение туризма, в связи с чем рекомендовано странам-участникам выстраивать туристическую политику не только с учетом экономической рентабельности туризма, но и развивать этот вид социально-культурной практики с целью укрепления национального сознания личности и солидарности общества, формирования чувства принадлежности к своей культуре, более полного удовлетворения человеческой потребности в познании окружающего мира.
Особое внимание в документах ВТО уделяется проблеме сохранения туристских ресурсов, включающих как природные богатства, так и материальные ценности, представляющие достояние всего человечества; рекомендуется стимулировать развитие форм туризма, способствующих более тесному контакту и взаимопониманию между туристами и местным населением на основе сохранения культурной самобытности и природы территории и т.д.
2.3. Туристские ресурсы Волгоградской области в сфере культурного туризма
Культурно-познавательный туризм - это туристические поездки и путешествия с целью открыть для себя что-либо новое. Такие экскурсии расширяют кругозор, развивают интеллект и развлекают. Волгоградскую область можно с уверенностью назвать настоящей Меккой культурно-познавательного туризма. И это не случайно. Ведь главной целью любого путешественника, как правило, является посещение культурно-исторических достопримечательностей, изучение его памятников, знакомство с культурным наследием. В этом смысле Волгоградская область уникальна. Ее познавательный потенциал неисчерпаем, и интерес к нему со стороны гостей и местных жителей огромен.
Сегодня, развитию культурного туризма в России, уделяется большое внимание со стороны органов государственного и муниципального управления и со стороны бизнеса. Это происходит из за ряда обстоятельств.
1. Повысился спрос на культурный туризм. Причиной этого являются глобальные интеграционные процессы, которые охватывают все стороны жизни.
2. Наличие в России колоссальных туристских ресурсов обуславливает повышенный интерес к культурному туризму.
Скопление туристских ресурсов на определенной территории позволяет рассмотреть их в качестве региона, обладающего туристским потенциалом.
К такой территории с полным основанием можно отнести Волгоградский регион, объединяющий г. Волгоград и Волгоградскую область.
Задачами исследования туристских ресурсов Волгоградской области в сфере культурного туризма являются:
- классифицировать объекты культурного туризма региона по критериям их вида и функционального значения.
- обобщить информацию о состоянии объектов культурного туризма в регионе.
- провести общую оценку туристского потенциала региона с позиции развития культурного туризма.
Источниками информации выступили:
- информация органов управления туризмом г. Волгоград и Волгоградской области,
- информация из открытых баз данных, в реестрах туристских ресурсов, сформированных ГБУ ВО «Агентство развития туризма Волгоградской области»;
- данные специальных периодических изданий;
- данные специализированного сайта www.welcomevolgograd.com.
- туристские паспорта муниципальных районо Волгоградской области.
На территории Волгоградской области располагаются уникальные туристские ресурсы, которые являются объектами национального и мирового культурного и исторического наследия. На территории области проводятся важные культурные, религиозные, спортивные события, которые раскрывают возможности для культурного досуга.
В Волгоградской области кандидатами на занесение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в г. Волгоград является:
- Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом Кургане.
Памятник-ансамбль стал выдающимся образцом мирового монументального искусства, нашей национальной гордостью. Он запечатлел воинскую доблесть, безграничную преданность Родине ее защитников и вечную благодарность потомков.
В 2008 году памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом Кургане и его главная скульптура «Родина-мать зовет!» стали одним из семи чудес России. Памятник-ансамбль является объектом культурного наследия федерального значения.
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ( «ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ»)
3.1. Разработка нового туристского продукта в сфере культурного туризма («По страницам истории родного края»)
В последние годы особый интерес у жителей Волгоградской области вызывают экскурсионные туры по территории родного края. Когда-то пользовавшиеся особой популярностью короткие экскурсии, а также «туры выходного дня» в соседние регионы, в дальнейшем были незаслуженно забыты. Но в начале 21 века ситуация изменилась, и теперь вновь популярен познавательный и культурный отдых в выходные дни.
В результате изучения культурно-исторических ресурсов Волгоградской области и Калачевского района, был разработан маршрут по туристическим объектам региона. В ходе работы был составлен экскурсионный тур.
Работа над любым туристским продуктом начинается с четкого определения его цели. Цель туристского продукта - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели.
Цель проектируемого тура - ознакомить экскурсантов с историей Калачевского района, его основными историко-культурными достопримечательностями.
Выбор темы тура зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики тура. Каждый туристский продукт должен иметь свою четко определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты тура в единое целое.
Тема разрабатываемого историко-краеведческого тура - «По страницам истории родного края».
Такой выбор обусловлен тем, что город имеет звание «Город воинской славы», имеет не только богатейшую военную историю, но и важное стратегическое значение для региона. Именно в связи с присвоением городу Калач-на-Дону звания «Город военной славы» связано повышение интереса туристов к истории района в целом.
Калач-на-Дону оказался в самом эпицентре Сталинградской битвы в 1942-1943 годах, которая, переломила ход Великой Отечественной войны. Защитники города в ожесточенных сражениях с немецко-фашистскими захватчиками проявили стойкость, мужество и массовый героизм. По архивным данным Калачевского музея, в ходе боев в районе города погибло свыше 50 тысяч советских воинов. Именно здесь началось и завершилось окружением вражеской группировки контрнаступление Красной Армии, в результате которого в «Сталинградском котле» оказались 22 немецкие дивизии фельдмаршала Паулюса.