Найти в Дзене
Интересная фантастика

Обзор попаданческой фантастики (книги про попаданцев в Каменный век, Древний Египет и Германию Нового времени)

Здравствуйте, уважаемые читатели. Как-то начал отлынивать от своих обязанностей и давненько не публиковал тематических обзоров фантастической литературы. Вашему вниманию подборка из трех романов про попаданцев. Перед тем, как приступить к материальной части – рассказу о книгах, очень кратко пройдусь по теории: что же собственно представляет собой эта самая «попаданческая» фантастика.

Устоявшееся понимание данного направления фантастического жанра относит «попаданство» к альтернативно-исторической фантастике. То есть, такой фантастике, фантастическое допущение которой затрагивает прошлое, исторические события, персоны и т.п. Это могут быть путешествия во времени, какие-то параллельные миры, где время отстает от нашего и ход истории отличается от нашей реальности, попаданцы и т.п. В последнем случае, как правило, речь идет о появлении в прошлом нашего современника, или вселении его разума в тело «хроноаборигена». Вроде как, все ясно и непротиворечиво.

Картинка для заставки. Источник изображения: https://cont.ws/@DiZu/1464580
Картинка для заставки. Источник изображения: https://cont.ws/@DiZu/1464580

Но не всегда же наши современники «попадают» в героическое и не очень прошлое. Они могут оказаться в будущем. Примерно, как Джон Гордон из романа Эдмонда Гамильтона «Звёздные короли» очутился в Средне-галактической империи. Ну или персонажи большой межавторской серии наших авторов «Миры EVE и Содружества». Попаданцы могут оказаться в каком-нибудь фэнтезийном мире, или компьютерной реальности. Так, к примеру, делал, здесь, на канале обзор фэнтезийного межавторского цикла, посвященного попаданкам из нашей реальности в фэнтезийные королевства. Там они налаживали быт, строили любовь, семью и все такое. Относится такое фэнтези к направлению «бытового фэнтези», вернее той его части, что опирается на женскую аудиторию. В то же время – это и попаданческая фантастика.

Таким образом, «альтернативка» и «попаданство» не всегда сюжетно совпадают. Все это не совсем относится к теме обзора, который состоит из фантастики про классическое альтернативно-историческое попаданство. Однако, думается, что пару абзацев о сути попаданства не будут лишними.

Еще одной особенностью данной подборки будет то, что я не стал включать в нее книги, сюжеты которых касаются нашей, отечественной истории. Они требуют отдельных подборок. Сегодня, попутешествуем по разным временам и странам: палеолит, Древний Египет (15 в. до н.э.) и Германия перед Тридцатилетней войной. Поехали.

Сергей Щепетов «Род Волка» (2006)

Роман Сергея Щепетова «Род Волка» стал первой частью серии «Каменный век». Автор помещает своего героя в доисторическое прошлое, где тому приходится не только выживать среди самого разного непуганого зверья с большими когтями и клыками, но и взаимодействовать с людьми того времени. При таких данных, на ум сразу приходят книги детства, что-нибудь о выживании Робинзона Крузо на далеком острове, или колоритные приключения доисторических людей в произведениях Жозефа – Анри Рони-старшего («Борьба за огонь», «Пещерный лев» и др.).

В отличии от романистов прошлого, автор «Рода Волка», на момент написания книги, имел не только профильное геологическое образование, но и опыт экспедиций в полярных и таежных районах Дальнего Востока (Чукотка, Магаданская область, север Охотского района Хабаровского края и т.п.). С. Щепетов знает о чем пишет, потому, достаточно интересно читать о выживании главного героя в первой части истории. Ну а пришлось выживать в прошлом этому герою из-за нелепой случайности, случившейся в ходе запуска какого-то жутко инновационного прибора заграничного коллеги. Тот привез его в Сибирь для испытаний в полевых условиях. Ну и… как это у нас бывает: чайку за встречу и все такое. В общем, полезли испытывать в самое неподходящее время и… куда-то нажали. В результате, геолог Семен Васильев оказывается в девственном лесу несколько десятков тысяч лет назад. Понятно, что автор подкладывает своему герою костыль в виде геологического образования и опыта полевых экспедиций. Ну а еще нож, с которым не расстается Васильев. Такие допущения не только не испортили сюжет, но сделали его более-менее правдоподобным. Геолог, выживающий в плейстоценовой тайге, имеет больше шансов, чем кто-либо иной.

Вторая часть книги оказалась более сложна для автора. Если робинзонада удалась ему на все сто, то описания жизни и менталитета древних людей получились, хм… интересными, но не бесспорными.

В целом, книга мне понравилась. Насколько можно судить по наметкам в романе и дискуссиям в сети, в продолжениях автор двигает сюжет в более научно-фантастическом ключе. Может и сподоблюсь на дальнейшее изучение серии С. Щепетова «Каменный век».

Андрей Посняков «Трон фараона» (2009)

Данная книга является второй в трилогии автора «Фараон». Первый роман серии я не читал. Изредка, интересно начать знакомство с тем или иным циклом не с начала, а с каких-либо продолжений. В хорошей цикловой фантастике – это не должно вредить восприятию сюжета и целостности фантастического мира. В этом ее отличие от романов – эпопей, со сплошным длящимся сюжетом.

В принципе, происходящие события «Трона фараона» понятны и без прочтения первой книги. Единственное, что периодически, по ходу текста автор
делает отсылки к первой части. Судя по всему, сюжет там связан с путешествиями во времени и попаданцами. Только, в отличие от традиционного попаданства, выходцы из древней страны Та-Кемет (самоназвание Древнего Египта), оказались в нашем времени. Ну а затем, главный герой, воспитанный в современной России, перемещается на родину предков, обретя права и обязанности принца – брата фараона. Таким образом, читатель судит о нравах и обычаях древнего народа реки Нил с позиции принца Ахмаси, по сути, нашего современника, выросшего в технологическом обществе начала 21-го столетия. Ну а сам роман начинается с того, что фараон Камаси внезапно покидает наш мир, и Ахмаси вынужден принять власть над Та-Кеметом, в обстановке козней внутренних и внешних врагов. Фэнтезийные и мистические сюжетные ходы прилагаются.

Самое интересное в такой альтернативно-исторической фантастике, это знакомство с историей сквозь призму остросюжетной фантастики. Историей Древнего Египта никогда особенно не интересовался. Знал, что данная цивилизация просуществовала невероятное количество времени: несколько тысяч лет. Во времена, когда персидский царь Камбис покорил Египет, это уже была древняя культура. После походов Камбиса, Египет навсегда утратил независимость. Через несколько веков его покоряет Александр Македонский. Затем наступает эпоха Птолемеев, далее Древний Рим и Византия, потом арабское нашествие, которое и положило конец этой культуре. Египтяне массово принимают язык и религию выходцев из Аравии. Но все эти исторические события будут позже. «Трон фараонов» переносит нас почти за тысячу лет до похода царя персов. В это время страна разделена на две части. В Нижнем Египте правят потомки завоевателей – гиксосов, а в Верхнем – независимая местная династия. Насколько можно понять, прототипом главного героя стал фараон Яхмос, сокрушивший гиксосов в дельте Нила и объединивший страну.

По ходу повествования, автор пытается раскрыть религиозные и культовые особенности жизни местного населения, чуть – чуть касается повседневного быта обывателей, уделяет внимание воинским подвигам. То есть, всего понемногу. Читается легко и непринужденно.

Иван Оченков «Приключения принца Иоганна Мекленбургского» (2016)

В завершение, перенесемся в Священную Римскую империю Нового времени. Наш современник сопровождает своих друзей Германию. Там должны состоятся какие-то важные переговоры и подписание деловых бумаг. Впрочем, культурная программа тоже предполагается. Главный герой – мужчина в самом расцвете сил. Из тех, что может кулаками помахать и поговорить о Рафаэле. Не спецназовец или выживальщик, но человек рукастый, имеющий к своим тридцати годам какой-никакой жизненный опыт. Нелепое стечение обстоятельств - столкновение на улице немецкого городка с ретивым грабителем заканчивается тяжелым ранением Ивана Никитина (так зовут главного героя). Но вместо того, чтобы по итогам жизненного пути отправится на небеса или в преисподнюю, молодой мужчина, после короткого забытья, очнулся в теле шестнадцатилетнего юноши. Как выяснилось, еще и не в своем времени, а в начале семнадцатого века. Юноша был далеко не простолюдином, а младшим сыном одного из имперских князей – герцога Мекленбургского. Правда, на момент начала истории, юный аристократ содержится в местах не столь отдаленных – казематах одного из немецких городков. Ему шьют обвинения в религиозной ереси. Впрочем, истинная подоплека неприятностей – конфликт с местным бургомистром. И… юный принц сам виноват.

В общем, придётся Ивану – Иоганну предпринимать недюжинные усилия, чтобы выпутаться из неприятностей, выжить и завоевать место под солнцем. Поэтому попаданца, а вместе с ним и читателя, ждет масса приключений и похождений. Скучать не придется.

Если сравнивать роман Иван Оченкова с двумя другими книгами подборки, я бы сказал, что в литературном аспекте «Приключения принца Иоганна Мекленбургского» безусловно выигрывают. Здесь и более живой и сочный язык, и напряженный сюжет, и умение автора раскрыть эпоху. Впрочем, в последнем аспекте автор сосредотачивается на воинском искусстве, интригах аристократов и политической обстановке в Священной Римской империи, королевстве Швеции и окрестных европейских странах начала 17-го столетия. С другой стороны, книга Оченкова больше напоминает классический попаданский сюжет. Герой лихо продвигается по карьерной лестнице. При этом, без определенного количества «роялей в кустах» никак не обойтись. Везучий парень этот принц Мекленбургский – русский парень Иван.

В общем, спасибо автору за возможность окунутся в реалии эпохи завершения феодализма – зарождения капитализма, неплохой язык повествования и остросюжетные приключения. Читалось легко, как и положено для хорошей попаданческой фантастики.

Ну а я на этом закругляюсь, на сегодня. Конечно же продолжу рассказывать о разнообразной фантастике разных стилей и направлений. Спасибо за внимание.

Информация о публикации всех новых статей на Интересной фантастике оперативно размещается в тг-канале https://t.me/infantastika