Найти тему
Первым делом самолёты

Заводы партнёры увеличивают темпы

В своем годовом докладе перед депутатами областной думы губернатор Воронежской области Александр Гусев объявил о запуске проекта по производству мотогондол для самолетов МС-21 и SJ-100 совместно с ОАК. Общий объем инвестиций в проект составит 10,5 миллиардов рублей.

Рабочие места, связанные с проектом, будут созданы в индустриальном парке "Масловский" в Левобережном районе Воронежа к 2026 году. Финансирование проекта будет осуществляться за счет как государственных, так и внебюджетных инвестиций.

Вопрос об импортозамещении комплектующих для отечественных самолетов был изучен Минпромторгом и Ростехом по поручению премьер-министра России Михаила Мишустина в начале 2022 года. В мае 2023 года, во время видеоконференции, президент России Владимир Путин сообщил губернатору Александру Гусеву, что Воронежский авиазавод (ВАСО) начнет производство мотогондол для двигателей самолетов МС-21 и SJ-100.

Сейчас, в декабре 2023 года, филиал ПАО "Ил" - ВАСО готовит к отправке на Иркутский авиазавод финальные комплекты мотогондол для двигателей ПД-14 самолета МС-21. Эту информацию сообщили в ОАК.

Начиная с 2024 года, все последующие комплекты будут собираться действующим центром специализации по производству мотогондол. Андрей Болдырев, начальник агрегатно-сборочного цеха, отметил значительный вклад композитного и агрегатного производства ВАСО за прошедшие годы.

От создания первых опытных образцов носовых обтекателей и створок мотогондол ПД-14 до налаживания серийного выпуска - предприятие успешно освоило производство. По мнению Болдырева, подготовленность производства и персонала играла важную роль в этом процессе, особенно в разработке мотогондол для двигателя ПД-14.

Важным этапом в производстве МС-21 является создание мотогондол и пилонов для установки двигателей на крыло, которые изготавливаются на Воронежском авиазаводе. За менее чем год была достигнута серийная производственная линия этих компонентов.

Мотогондолы
Мотогондолы

Мотогондолы устанавливаются над или под крылом и служат для размещения двигателя с его системами и навесным оборудованием. Они обеспечивают защиту двигателя от внешних воздействий и обтекание его воздушным потоком, а также обеспечивают доступ к нему для технического обслуживания.

Центр специализации ОАК на базе ВАСО ставит перед собой задачу по организации поточного производства мотогондол для ПД-14. Кроме того, на Воронежском авиазаводе также изготавливают зализы крыло-фюзеляж, обтекатели рельсов закрылков, а также детали оперения и створки шасси из полимерных композиционных материалов.

В 2023 году госкорпорация "Росатом" увеличила объем поставок углеродного волокна для авиационной промышленности на 100%. Сообщение об этом появилось в пресс-службе корпорации. Помимо этого, с 2023 года программа импортозамещения продолжает поставки препрега для горизонтального оперения МС-21. В 2024 году запланированы серийные поставки препрега для узкофюзеляжного пассажирского самолета SJ-100.

В современных авиационных проектах все чаще используются композитные материалы, такие как углеродное волокно. Этот инновационный материал обеспечивает легкость и прочность конструкции самолёта, что ведет к улучшению его характеристик.

Кроме того, благодаря высокой устойчивости к воздействиям окружающей среды, углеродное волокно продлевает срок службы летательных аппаратов. Такие легкие и прочные материалы уже широко применяются в строительстве самолётов различных моделей, включая A350, B787 и Superjet 100, как и за рубежом, так и в России.

Когда проект МС-21 был запущен, корпорация "Иркут" не могла использовать отечественные материалы из углеволокна, так как в России не было технологии создания таких материалов с высокой прочностью, как у зарубежных аналогов. Однако после того, как поставки иностранных материалов были прекращены в 2018 году, стало необходимо разработать собственную технологию.

Лента из углеволокна отечественного производства
Лента из углеволокна отечественного производства

На данный момент российские углеродные волокна имеют прочность 4,9 ГПа, а некоторые образцы даже достигают прочности 5,6 ГПа и 6 ГПа, что соответствует уровню волокон Toho-Tenax или Cytec. Однако прочность не является единственным и важным показателем в этой области.

Изготовление крупных интегральных конструкций первого уровня, таких как лонжероны, панели крыла и центроплан, возможно даже при использовании серийно выпускаемых в России волокон.

Отечественное углеродное волокно имеет пониженную прочность из-за микрошероховатостей на его поверхности, однако эти же микрошероховатости улучшают взаимодействие с полимерной матрицей. Благодаря модификации самой матрицы и аппретов, происходит улучшение эксплуатационных характеристик продукта.

В декабре 2023 года завершился очередной этап внедрения отечественных ПКМ в конструкцию МС-21, что свидетельствует об успешной работе предприятий Росатома по созданию композитов из отечественных материалов.

Технологическая отработка изготовления силовых элементов самолета из российских композиционных материалов проводилась в течение года. В ходе испытаний элементарных образцов материалов кессона крыла и центроплана были определены расчетные характеристики.

Композиты, созданные из отечественного углеродного волокна, оказались на 15% прочнее при сжатии и ударе по сравнению с композитами из материалов от Cytec, несмотря на более высокую прочность иностранных волокон.

С 2015 года ульяновский «АэроКомпозит» активно занимается вопросами импортозамещения. В рамках этой деятельности были проведены ресурсные испытания различных компонентов самолета МС-21, таких как крыло, центроплан, кессоны киля и стабилизатор, а также механизации крыла и поверхностей управления.

Кроме того, были выполнены статические и повторно-статические испытания пилона для навески двигателя ПД-14. Важной частью работы было отработать технологии ремонта композитных агрегатов самолета МС-21. В процессе развития производства первые консоли крыла были изготовлены из импортных материалов, но затем было принято решение перейти на российские композиционные материалы.

Крыло полностью из композиционных материалов отечественного производсва
Крыло полностью из композиционных материалов отечественного производсва

В 2019 году был разработан прототип российского материала благодаря сотрудничеству с ведущими институтами, что позволило провести его отработку на полноразмерных конструкциях консоли крыла, выполнить общую и специальную квалификацию нового материала, изготовить консоли для статических и ресурсных испытаний и внести импортозамещённый материал в конструкторскую документацию.

«АэроКомпозит» в настоящее время занимается импортозамещением оборудования и в 2020 году начал НИОКР с Южно-российским университетом им. Платова и МГТУ им. Баумана по созданию роботизированных комплексов для выкладки сухой углеродной ленты.

В Ульяновске на заводе должен быть поставлен в эксплуатацию второй прототип, который в феврале прибудет из московской лаборатории «АэроКомпозита». После запуска этот прототип будет задействован в основной производственной программе.

Рлссийский автомат для укладочной ленты
Рлссийский автомат для укладочной ленты

Для масштабирования производства консолей, ведется изготовление полномасштабных выкладочных порталов и роботов на основе технических решений, полученных при создании прототипов выкладочного оборудования.

С целью увеличения объемов выпуска крыльев МС-21 до 36 комплектов в год, разработаны технические задания на производство и поставку дублеров сборочных станций отечественного производства. Существующие производственные мощности компании «АэроКомпозит» позволяют изготавливать до 12 комплектов самолетов в год в Ульяновске.

Коллектив завода "Аэрокомпозит"
Коллектив завода "Аэрокомпозит"

На воздушное судно с заводским номером МС.0020 в настоящее время идет сборка кессона крыла МС-21. Технологический цикл изготовления одной консоли крыла предусматривает, что до 4 недель крыло может находиться на станции окончательной установки панелей.

Работа на станции сборки хвостовой части крыла и носовой части также занимает около 4 недель, а на станции сборки каркаса – порядка 10 дней. В 2023 году два прототипа кессона крыла по программе ШФДМС были изготовлены на «АэроКомпозите». В настоящее время изделия проходят статические и ресурсные испытания.

Это обеспечило предприятие уверенностью в том, что выпуск композитного крыла для широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета с использованием существующих технологий не является проблемой. Это может быть применено как для китайского С929, так и для будущего проекта, в качестве прототипа которого может выступить лайнер Ил-96-400М.