В своем годовом докладе перед депутатами областной думы губернатор Воронежской области Александр Гусев объявил о запуске проекта по производству мотогондол для самолетов МС-21 и SJ-100 совместно с ОАК. Общий объем инвестиций в проект составит 10,5 миллиардов рублей.
Рабочие места, связанные с проектом, будут созданы в индустриальном парке "Масловский" в Левобережном районе Воронежа к 2026 году. Финансирование проекта будет осуществляться за счет как государственных, так и внебюджетных инвестиций.
Вопрос об импортозамещении комплектующих для отечественных самолетов был изучен Минпромторгом и Ростехом по поручению премьер-министра России Михаила Мишустина в начале 2022 года. В мае 2023 года, во время видеоконференции, президент России Владимир Путин сообщил губернатору Александру Гусеву, что Воронежский авиазавод (ВАСО) начнет производство мотогондол для двигателей самолетов МС-21 и SJ-100.
Сейчас, в декабре 2023 года, филиал ПАО "Ил" - ВАСО готовит к отправке на Иркутский авиазавод финальные комплекты мотогондол для двигателей ПД-14 самолета МС-21. Эту информацию сообщили в ОАК.
Начиная с 2024 года, все последующие комплекты будут собираться действующим центром специализации по производству мотогондол. Андрей Болдырев, начальник агрегатно-сборочного цеха, отметил значительный вклад композитного и агрегатного производства ВАСО за прошедшие годы.
От создания первых опытных образцов носовых обтекателей и створок мотогондол ПД-14 до налаживания серийного выпуска - предприятие успешно освоило производство. По мнению Болдырева, подготовленность производства и персонала играла важную роль в этом процессе, особенно в разработке мотогондол для двигателя ПД-14.
Важным этапом в производстве МС-21 является создание мотогондол и пилонов для установки двигателей на крыло, которые изготавливаются на Воронежском авиазаводе. За менее чем год была достигнута серийная производственная линия этих компонентов.
Мотогондолы устанавливаются над или под крылом и служат для размещения двигателя с его системами и навесным оборудованием. Они обеспечивают защиту двигателя от внешних воздействий и обтекание его воздушным потоком, а также обеспечивают доступ к нему для технического обслуживания.
Центр специализации ОАК на базе ВАСО ставит перед собой задачу по организации поточного производства мотогондол для ПД-14. Кроме того, на Воронежском авиазаводе также изготавливают зализы крыло-фюзеляж, обтекатели рельсов закрылков, а также детали оперения и створки шасси из полимерных композиционных материалов.
В 2023 году госкорпорация "Росатом" увеличила объем поставок углеродного волокна для авиационной промышленности на 100%. Сообщение об этом появилось в пресс-службе корпорации. Помимо этого, с 2023 года программа импортозамещения продолжает поставки препрега для горизонтального оперения МС-21. В 2024 году запланированы серийные поставки препрега для узкофюзеляжного пассажирского самолета SJ-100.
В современных авиационных проектах все чаще используются композитные материалы, такие как углеродное волокно. Этот инновационный материал обеспечивает легкость и прочность конструкции самолёта, что ведет к улучшению его характеристик.
Кроме того, благодаря высокой устойчивости к воздействиям окружающей среды, углеродное волокно продлевает срок службы летательных аппаратов. Такие легкие и прочные материалы уже широко применяются в строительстве самолётов различных моделей, включая A350, B787 и Superjet 100, как и за рубежом, так и в России.
Когда проект МС-21 был запущен, корпорация "Иркут" не могла использовать отечественные материалы из углеволокна, так как в России не было технологии создания таких материалов с высокой прочностью, как у зарубежных аналогов. Однако после того, как поставки иностранных материалов были прекращены в 2018 году, стало необходимо разработать собственную технологию.
На данный момент российские углеродные волокна имеют прочность 4,9 ГПа, а некоторые образцы даже достигают прочности 5,6 ГПа и 6 ГПа, что соответствует уровню волокон Toho-Tenax или Cytec. Однако прочность не является единственным и важным показателем в этой области.
Изготовление крупных интегральных конструкций первого уровня, таких как лонжероны, панели крыла и центроплан, возможно даже при использовании серийно выпускаемых в России волокон.
Отечественное углеродное волокно имеет пониженную прочность из-за микрошероховатостей на его поверхности, однако эти же микрошероховатости улучшают взаимодействие с полимерной матрицей. Благодаря модификации самой матрицы и аппретов, происходит улучшение эксплуатационных характеристик продукта.
В декабре 2023 года завершился очередной этап внедрения отечественных ПКМ в конструкцию МС-21, что свидетельствует об успешной работе предприятий Росатома по созданию композитов из отечественных материалов.
Технологическая отработка изготовления силовых элементов самолета из российских композиционных материалов проводилась в течение года. В ходе испытаний элементарных образцов материалов кессона крыла и центроплана были определены расчетные характеристики.
Композиты, созданные из отечественного углеродного волокна, оказались на 15% прочнее при сжатии и ударе по сравнению с композитами из материалов от Cytec, несмотря на более высокую прочность иностранных волокон.
С 2015 года ульяновский «АэроКомпозит» активно занимается вопросами импортозамещения. В рамках этой деятельности были проведены ресурсные испытания различных компонентов самолета МС-21, таких как крыло, центроплан, кессоны киля и стабилизатор, а также механизации крыла и поверхностей управления.
Кроме того, были выполнены статические и повторно-статические испытания пилона для навески двигателя ПД-14. Важной частью работы было отработать технологии ремонта композитных агрегатов самолета МС-21. В процессе развития производства первые консоли крыла были изготовлены из импортных материалов, но затем было принято решение перейти на российские композиционные материалы.
В 2019 году был разработан прототип российского материала благодаря сотрудничеству с ведущими институтами, что позволило провести его отработку на полноразмерных конструкциях консоли крыла, выполнить общую и специальную квалификацию нового материала, изготовить консоли для статических и ресурсных испытаний и внести импортозамещённый материал в конструкторскую документацию.
«АэроКомпозит» в настоящее время занимается импортозамещением оборудования и в 2020 году начал НИОКР с Южно-российским университетом им. Платова и МГТУ им. Баумана по созданию роботизированных комплексов для выкладки сухой углеродной ленты.
В Ульяновске на заводе должен быть поставлен в эксплуатацию второй прототип, который в феврале прибудет из московской лаборатории «АэроКомпозита». После запуска этот прототип будет задействован в основной производственной программе.
Для масштабирования производства консолей, ведется изготовление полномасштабных выкладочных порталов и роботов на основе технических решений, полученных при создании прототипов выкладочного оборудования.
С целью увеличения объемов выпуска крыльев МС-21 до 36 комплектов в год, разработаны технические задания на производство и поставку дублеров сборочных станций отечественного производства. Существующие производственные мощности компании «АэроКомпозит» позволяют изготавливать до 12 комплектов самолетов в год в Ульяновске.
На воздушное судно с заводским номером МС.0020 в настоящее время идет сборка кессона крыла МС-21. Технологический цикл изготовления одной консоли крыла предусматривает, что до 4 недель крыло может находиться на станции окончательной установки панелей.
Работа на станции сборки хвостовой части крыла и носовой части также занимает около 4 недель, а на станции сборки каркаса – порядка 10 дней. В 2023 году два прототипа кессона крыла по программе ШФДМС были изготовлены на «АэроКомпозите». В настоящее время изделия проходят статические и ресурсные испытания.
Это обеспечило предприятие уверенностью в том, что выпуск композитного крыла для широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета с использованием существующих технологий не является проблемой. Это может быть применено как для китайского С929, так и для будущего проекта, в качестве прототипа которого может выступить лайнер Ил-96-400М.