Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Травма психологическая и травма историческая.

Ранее мы рассмотрели вопрос психологической травмы статья 1, статья 2. Теперь выйдем за пределы чистой психологии и обратимся к масштабу общества. Когда мы говорим про историческую травму, то имеется в виду событие, столь масштабное, каковое общество как сумма личностей не смогло нормально переработать, используя обычные защиты. Такое событие не интегрируется в общественное сознание, потому что просто не может быть нормально осознанно. В ряд таких событий входят войны, в том числе и гражданские, государственный террор, различные политические волнения, которые привели к большим потерям.

Далее ситуация схожа и с реальной травмой, часть событий рассматривается однобоко, общество не может выдержать напряжения полюсов, условных героизма и трагичности. В каких-то случаях такие события вычеркиваются из общественного сознания и вымещаются в бессознательное, воздействуя на целые культуры из тени. Это те события о которых "не принято" говорить.

Однако, тут сразу появляется вопрос, который всплывал в предыдущих статьях. Почему какие-то народы, страны, общества, могут переработать болезненный опыт и довольно быстро его интегрировать в свою культуру и дискурс, а где-то ужасный разлом проходит шрамом через поколения?

Тут не может быть единого ответа, но мне кажется, что важно сосредоточиться на общественном диалоге. Психике временами трудно объять ужас события, которое произошло с отдельным человеком. А тут мы говорим о событиях такого масштаба, где могут быть замешаны миллионы судеб. Чтобы общество могло этот опыт переработать, о нем как минимум нужно говорить и что важно, говорить не только то, что одобряемо, а свободно выражать самые разные мнения. Уходить от парадигмы, что люди с иным мнением враги.

Мы опять приходим к старой гегелевской триаде тезис-антитезис-синтез. Склонность к использованию психологических защит отрицания и отыгрывания вовне до добра не доводит. А незалеченная общественная диссоциация может приводить к ужасным последствиям. В этом случае попытки уйти от болезненных обсуждений - губительны.

В конечном итоге что мы можем сделать, чтобы залечить такие большие раны? Только быть готовыми слушать и сопереживать.

Автор: Самусенко Антон Викторович
Психолог, Аналитический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru