Найти в Дзене
UMC.образование

ЧАСТЬ 6. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМЫ ХАССП ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ

Оглавление
Проектная работа СПб ГБУ УМЦ со студентами Политеха (СПб)
Проектная работа СПб ГБУ УМЦ со студентами Политеха (СПб)

8. Неправильный выбор критических контрольных точек

Критические контрольные точки (ККТ)- это этап процесса, где применяются мероприятия по управлению для предотвращения значимой опасности, угрожающей безопасности пищевой продукции, или ее снижения до приемлемого уровня.

К критическим контрольным точкам не следует относить действия, которые осуществляются систематически в плановом порядке и регламентированы в Санитарных правилах и нормах, в системе технического обслуживания и ремонта оборудования (например, мытье рук, посуды, санитарная обработка оборудования и инвентаря).

Большое количество критических контрольных точек в организации говорит о том, что не работают программы обязательных предварительных мероприятий и  приводит к излишней нагрузке на сотрудников в плане контроля и ведения документации. Сокращение ККТ до уровня одной-двух на предприятиях социальной сферы невозможно в связи с особенностями сырья, технологии обработки, со спецификой реализации и организации потребления.

9. Ошибки при разработке системы мониторинга

Завышенная или заниженная периодичность мониторинга – типичная ошибка при разработке системы ХАССП. Если периодичность контроля устанавливается какими-либо нормативными документами, группа ХАССП не должна снижать частоту мониторинга ниже этих норм.

Типичный пример – входной контроль сырья. По СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" Прием пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, на предприятие общественного питания должен осуществляться при наличии маркировки и товаросопроводительной документации,  сведений об оценке (подтверждении) соответствия. В случае нарушений условий и режима перевозки, а также отсутствии товаросопроводительной документации и маркировки пищевая продукция и продовольственное (пищевое) сырье на предприятии общественного питания не принимаются [3].  Соответственно, при входном контроле периодичность мониторинга должна быть заложена как «каждая партия поступающего сырья». Нельзя контролировать сопроводительные документы или наличие ветеринарной справки, например, один раз в неделю или ежемесячно.

При ведении журналов мониторинга и чек-листов также встречаются ошибки по заполнению. Это связано с тем, что персонал, ответственный за мониторинг, не проходит соответствующий инструктаж или не регламентировано ведение документации.

Проведение мониторинга напрямую связано с состоянием контрольно-измерительных приборов. Нередко встречаются приборы, не подходящие для мониторинга по типу (бытовые), без соответствующих документов, без поверки, в неудовлетворительном санитарном и техническом состоянии. Особо ярко это прослеживается на примере эксплуатации приборов для контроля влажности типа ВИТ (неправильное заполнение водой, загрязненный фитиль, неумение персонала снимать показания прибора).

Продолжение следует...