Автор Бен Уильямсон
По мнению Microsoft и Google, искусственный интеллект будет полностью интегрирован в преподавание и обучение в самом ближайшем будущем. Всего за несколько дней Google анонсировала свой автоматизированный репетитор LearnLM, работающий на модели Gemini, а Microsoft объявила, что сотрудничает с Академией Хана, чтобы сделать своего робота-тьютора Khanmigo бесплатным для школ США, предоставив доступ к сервису MS Azure Open AI. Но из этих объявлений по-прежнему очень трудно понять, как на самом деле будет выглядеть интеграция ИИ в классы.
Рекламные видеоролики, выпущенные в поддержку обоих объявлений, не особенно поучительны. В промо-ролике LearnLM от Google вообще не показано взаимодействие учащихся с преподавателем, а основной посыл — о сохранении «человеческой связи» в образовании.
Промо-ролик Microsoft о Khanmigo на самом деле также не раскрывает ИИ в действии, хотя в нем действительно показан признавший себя «побежденным» учитель, наблюдающий, как «чудо»-бот автоматически составляет план урока, а технический директор Академии Хана предполагает, что он уберет некоторые из «вещей, которые не нужны, чтобы действительно очеловечить класс».
Вы вряд ли увидите более идеализированные изображения «гуманизированных» школьных классов, чем эти два видеоролика, не в последнюю очередь потому, что в них почти не видно компьютеров (за исключением случайного взгляда на ноутбук), а искусственный интеллект практически невидим.
Лучшим показателем того, как будет выглядеть ИИ, когда он появится в школах, является рекламный видеоролик Сала Хана, демонстрирующий возможности модели OpenAI GPT-4o для обучения математике всего неделей ранее. Это тоже не самое лучшее представление о типичной школе — это Сал и его сын в мягко освещенной гостиной с кружкой OpenAI на столе, а не 30 учеников, забитых в классную комнату площадью 100 квадратных метров.
Но это показательно для того, чтобы такие предприниматели, как Хан (и, предположительно, большие технологические ребята из Microsoft и OpenAI, которые поддерживают и активизировали его бота), рассматривают использование ИИ в школах. Сын Сала Хана взаимодействует с iPad по голосовым подсказкам отца, чтобы решить математическую задачу, при этом бот издает ободряющие звуки и подсказывает Хану-младшему, когда он, кажется, колеблется.
Видео Сала Хана ясно иллюстрирует, как ИИ в классах позволяет учащимся вести диалог один на один с портативным устройством, планшетом или ноутбуком, чтобы работать над очень ограниченными задачами. Сам Хан часто высказывался о том, что у каждого ученика должен быть «сократовский наставник» (ссылаясь на эффект достижения двух сигм Блума, когда обучение 1:1 представляет собой странную смесь классической философии и развенчанной образовательной статистики).
Однако, если не считать возвышенной сократовской риторики и тщательно отобранных доказательств, это явно своего рода безупречная демонстрация, а не какое-либо указание на то, как такой автоматический репетитор может действовать в реальном социальном контексте классной комнаты. Марк Уоткинс считает, что это является примером своего рода автоматизации обучения, которую ее сторонники считают максимально «беспрепятственной» и основанной на очень «транзакционном» подходе к обучению.
«Когда вы сводите образование к транзакционным отношениям и начинаете относиться к обучению как к товару, — утверждает Уоткинс, — вы рискуете превратить образование в проблему обслуживания клиентов, которую должен решать ИИ, а не в общественное благо для общества».
Прямоугольные преподаватели
Репетиторы по ИИ — это видение грядущей «прямоуголизации» образования (если можно простить еще одно суффиксирование). В романе Кадзуо Исигуро «Клара и Солнце» второстепенной особенностью являются «экранные профессора», которые проводят уроки с помощью «прямоугольных устройств» — это инструкторы, которые появляются на портативном устройстве ребенка и предлагают «прямоугольные уроки» на расстоянии, а не лично, в ближайшем будущем, где домашнее обучение станет нормой для многих детей.
Прямоугольные преподаватели в романе — это воплощенные педагоги (один из них описан сильно потеющим), но я поймал себя на мысли об изображении прямоугольных преподавателей Исигуро во время просмотра демоверсии Хана/OpenAI. Здесь ИИ-преподаватели предстают перед учениками из продолговатого планшета или ноутбука — это автоматизированные прямоугольные преподаватели, которые представляются как всегда доступные персональные педагоги.
Характеристика их как прямоугольных, вслед за Исигуро, справедливо лишает их рекламной риторики. Прямоугольные репетиторы — это не «волшебство» или «чудо», а математически определенные плоские 2D-объекты, которые могут работать только в идеализированной среде тихой студии, где у каждого ученика есть прямоугольный предмет под рукой.
Демоверсия «Хана» появилась примерно в то же время, когда Apple выпустила скандальную рекламу своего нового iPad. Рекламный ролик под названием «Crush!» изображал все творческие способности человека и культурную продукцию — музыкальные инструменты, книги, художественные принадлежности, фотоаппараты — которые сжимаются в «самый тонкий» iPad, который когда-либо производила Apple, с помощью гигантских промышленных тисков. Это представление об прямоуголизации самой культуры, точно (хотя и непреднамеренно со стороны Apple) отражающее угрозу, которую, по мнению многих, ИИ представляет для любого вида культурного производства или производства знаний.
Идеал наставника по искусственному интеллекту очень похож на Apple Crush! реклама — она сводит обучение к максимально плоской форме, как своего рода транзакцию между учеником и преподавателем, которую можно смоделировать на большом компьютере. И принят на прямоугольной форме.
Недавняя большая статья, выпущенная Google DeepMind в поддержку репетитора LearnLM, также упрощает преподавание. Целью отчета является определение моделей «хорошей педагогики» и использование соответствующих наборов данных для «тонкой настройки» репетитора на базе Gemini. На странице 11 имеется яркая графика с текстовой подписью:
Гипотетически все педагогическое поведение можно представить как сложное многообразие, лежащее в многомерном пространстве всех возможных контекстов обучения (например, тип предмета, предпочтения учащегося), а также педагогических стратегий и вмешательств.
Многообразный образ — это многомерное (непонятное) представление того, что он называет «педагогической ценностью» различных «педагогических моделей поведения». В том же отчете авторы признают, что «мы даже близко не подошли к полному исследованию пространства поиска оптимальных педагогических стратегий, не говоря уже о том, чтобы внедрить превосходную педагогику за пределы поверхностного уровня в подсказку».
Несмотря на это, затем они предлагают использовать методы ИИ «тонкой настройки» и «обратного распространения ошибки для поиска огромного пространства педагогических возможностей» для «создания высококачественных наставников поколения ИИ». Но это потребовало создания собственных наборов данных, поскольку данных о хорошей педагогике мало, поэтому это даже не модель, основанная на реальном обучении.
«Конечная цель может заключаться не в создании новой педагогической модели», пишет команда Google DeepMind, «а в том, чтобы позволить будущим версиям Gemini преуспеть в педагогике при правильных обстоятельствах».
Несмотря на внешнюю сложность отчета и многообразие изображений хорошей педагогики, она по-прежнему представляет собой прямоуголизацию преподавания, поскольку она стремится свести «оптимальную педагогику» к измеримой модели, которая затем может быть воспроизведена Gemini. Это модель, построенная на основе небольшого набора наборов данных, созданных самой командой Google DeepMind, которую она намерена разместить в школах, без сомнения, чтобы составить конкуренцию Хану/Microsoft/OpenAI.
Но многое в преподавании и педагогике остается за пределами этой плоской модели и за пределами возможностей любого преподавателя, который может взаимодействовать с учеником только через поверхность прямоугольного устройства. Подобно тому, как Apple втиснула культуру в iPad, Google попыталась втиснуть в свое устройство хорошую педагогику, но все, что ей удалось заткнуть в тиски, — это несколько очень ограниченных наборов данных, которые она создала для себя.
Прямоугольные ученики
Что касается «очеловечивания» аспектов ИИ-наставников, продвигаемых Microsoft и Google, стоит задуматься, какой образ «человека» здесь проявляется. В их рекламных видеороликах полно людей, с целенаправленным упором на то, чтобы показать, как учителя взаимодействуют с учениками в физической классной среде без участия машин.
В недавнем эссе Шеннон Валлор предположила, что крупные компании, занимающиеся искусственным интеллектом, и ученые сместили концепции «человека» вместе со своими представлениями об «общем искусственном интеллекте» (AGI). Валлор отмечает, что OpenAI недавно переопределила AGI как «высокоавтономные системы, которые превосходят людей в большинстве экономически ценных работ», что, по ее мнению, «вытирает все, что не считается экономически ценной работой, из определения интеллекта».
Такие сдвиги, утверждает Валлор, не только сужают определение искусственного интеллекта, но и сводят «концепцию человеческого интеллекта к тому, за что будут платить рынки», рассматривая людей как не что иное, как «машины, выполняющие вычислительные сценарии». В области образования, предполагает Валлор, «идеал гуманного процесса морального и интеллектуального формирования» теперь затмевается воображением ИИ о «сверхчеловеческих наставниках», которые позиционируют ученика как «неэффективную машину».
Представления о дефиците студентов как о неэффективных машинах, которым требуется подсказка со стороны ИИ для выполнения будущей экономически ценной работы, кажутся противоречивыми с розовой риторикой гуманизации образования с помощью ИИ. Преподаватели ИИ не только являются прямоугольными учителями, но и делают учеников прямоугольными, рассматривая их как уплощённые машины, выполняющие задачи. Как iPad, но с пальцами и глазами.
Прямоугольное образование
Моя метафорическая работа над «прямоугольностью» как моделью образования — это довольно легкий способ попытаться осветить некоторые ограничения и ограничения современных подходов к ИИ в образовании. Совершенно очевидно, что, несмотря на риторику трансформации, все эти преподаватели ИИ действительно обещают — это транзакционную модель обучения «один на один», в которой ученик взаимодействует с устройством.
Этот подход может хорошо работать в постановочной обстановке студии записи промо-видео, но, скорее всего, он столкнется с трудностями в реальности загруженных классов.
Репетиторы по искусственному интеллекту также являются просто моделями, которые, как показывает отчет Google DeepMind, сильно ограничены, потому что просто недостаточно хороших данных для создания механизма «оптимальной педагогики». И это еще до того, как вы начнете оценивать, насколько хорошо работает такая языковая модель, как Gemini.
Эти ограничения и условия важно учитывать, поскольку Microsoft и Google – среди многих других – сейчас прилагают согласованные усилия по созданию плоских моделей учителей внутри компьютеров, а затем распространяют их бесплатно в классах в значительных масштабах.
Идея Исигуро о «прямоугольном преподавателе» полезна, потому что она помогает выкачать все магическое мышление, которое сопровождает ИИ в образовании. Трудно увлечься прямоугольностью.
Конечно, ИИ может быть полезен для определенных целей, но многие из нынешних обещаний могут также привести к реальным проблемам, которые требуют серьезного рассмотрения, прежде чем активировать репетиторов по автопедагогике в классах. В настоящее время ИИ продвигается для решения огромного спектра сложных задач в образовании.
Но ИИ-преподаватели — это упрощенные модели очень сложной, ситуативной педагогической работы. Не стоит ожидать многого от прямоугольников.