С января по 15 мая среднесуточная погрузка была ниже прошлогодней на 7%
Железнодорожные перевозки строительных грузов показывают худшую динамику за пять лет, сообщает «Коммерсантъ» согласно исследованию Информационного центра операторов (ИЦО). С января по 15 мая среднесуточная погрузка была ниже прошлогодней на 7%.
История вопроса:
Основное снижение приходится на перевозки щебня, которые в начале мая показали худшую динамику, чем в апреле. По мнению ЦИО, это свидетельствует о снижении интенсивности строительства, в первую очередь по крупным инфраструктурным проектам.
В апреле среднесуточная погрузка щебня составляла 228 тыс. тонн, в мае – 221 тыс., что на 13% и 15% меньше, чем в эти месяцы годом ранее.
География перевозок, отражающая строительство автодорог, изменилась. Так, перевозки в направлении Татарстана в апреле выросли на 30% год к году, в мае – на 18%. В то же время перевозки в Москву и Московскую область сократились на 40% и 24% в апреле и на 21% и 26% в мае соответственно.
Собеседник «Ъ» в строительной отрасли отмечает, что на изменения мог повлиять ремонт дорог в преддверии саммита стран БРИКС в Казани либо продление трассы М-12 до Екатеринбурга. В ИЦО добавляют, что погрузку пока не поддерживают работы по ликвидации последствий паводков на Урале и в Сибири.
Экспорт строительных грузов, на который приходится только 2% в общем объеме перевозок, увеличился в апреле на 3% и в мае на 11% за счет отправок нерудных материалов, таких как земля, песок и глина, в Белоруссию. Импорт, в основном за счет снижения поставок щебня из Белоруссии, сократился на 15% в апреле и на 31% в мае.
Данные по погрузке строительных грузов «РЖД», в которые, в отличие от статистики ИЦО, не включаются цемент и часть промышленных грузов, также показывают снижение. По данным монополии, за четыре месяца погрузка таких грузов сократилась на 14,6%.
Снижение объемов, считают в ОАО «РЖД», обусловлено завершением в 2023 году реализации ряда крупных инфраструктурных проектов, в том числе активной стадии строительства участков трассы М-12. Определенные сложности в организации перевозок строительных грузов, отмечают там, были связаны с экстремальными погодными условиями первого квартала – крайне низкими температурами в январе, а также перепадами температур и снегопадами в феврале–марте.
– Учитывая динамику и сокращение объемов предъявления, потенциал роста погрузки строительных грузов по итогам 2024 года ограничен, – сказали изданию в «РЖД».
Замедление темпов роста в строительной отрасли в I квартале в связи с завершением крупных инфраструктурных строек и меньшей активностью региональных и муниципальных властей в ожидании новых планов и целей от федерального центра, констатирует Sherpa Group. Кроме того, сказывается инвестиционная пауза из-за высокой ключевой ставки, что в первую очередь затронуло инфраструктурных и промышленных инвесторов.
Наиболее важным фактором, ограничившим запуск и начало финансирования новых проектов, гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает перестановки в правительстве. В многоквартирном жилищном строительстве ожидается сложная ситуация, обусловленная окончанием льготной ипотеки, но основной объем железнодорожных поставок стройматериалов приходится на инфраструктурные проекты.
Среди них запланировано строительство ВСМ «Москва – Санкт-Петербург», третий этап расширения БАМа и Транссиба и т. д., указывает эксперт. В Sherpa Group не ждут изменения тренда в ближайшие кварталы, отмечая, что активность в отрасли будет зависеть и от смягчения денежно-кредитной политики.
Напомним, снижение объема морских перевозок через Суэцкий канал из-за нападений хуситов в Красном море увеличило спрос на грузоперевозки по железным дорогам России. LR