Найти тему
pensivekato

Старение классической философии и классического человека — кажущиеся аналогии процессов.

Опыт личностной рефлексии. Выводы. Подступ шестой и, на этот раз, последний.

Набросаю некоторые основополагающие смысловые реперы, которые, хоть как-то, возможно и примерно, обозначат мне путь, по которому мне следовало бы двинуться, на котором мне предстоит обрести звание «очень длинного человека».

1. Мир вечен, - существовал, существует и будет существовать всегда. Он также и бесконечен, включая в себя всю беспредельность микро- и макро- размеренности. Название этого мира — Абсолют.

2. Абсолют явствует два основных своих проявления: а) духовную сущность и б) материальную сущность. Разделение на материальное и духовное абсолютно!

3. Наше Бытие (возникший в результате Большого Взрыва универсум) — преобразованный Богом Абсолют. Бог, оставив свою божественную сущность, стал нашим Бытием. Но не просто Бытием, и не просто стал, а стал Бытием-становлением, и это становление перманенто осуществляется согласно божественному замыслу.

4. Замысел Бога (предполагаемый мной) — достижение дуальной симметричности: одухотворение материи и, наоборот, - материализация духа.

5. Эпизоды этого становления — возникновение нашей вселенной, зарождение жизни, появление разумной жизни.

6. Жизнь — это «внедрение» духа в толщу материи. Соответственно, живое существо, даже самое примитивное, уже двухсоставное: состоящее из тела и духа.

7. Человек, как живое существо, обладает ещё и предельно развитым сознанием. Сознанием, способным осмысливать весь Мир (даже строить теории Абсолюта). В этом его Богоподобность.

8. И дух, и материя — две, сопротивляющиеся объединению, субстанции. Замысел Бога и состоит в том, чтобы эти две субстанции превратить в акциденции (определяющих одно из другого).

9. Обуздать эти две субстанции посредством подчинения одной субстанции другой (укрощающий тело дух, или тело, отринувшее дух) приведёт лишь разрушению и смерти такой сложной двусоставной конструкции как человек.

10. Единственный инструмент, позволяющий соединить эти две противоборствующие субстанции — это любовь. Любовь — основной инструмент Бога в осуществлении своего замысла, - единственно возможный инструмент.

11. Человек — это существо (единственное в своём роде), являющееся неким окном, туннелем, соединяющим все возможные проявления мира: прошлое, будущее, актуальное, потенциальное, физическое, метафизическое и ещё многое и многое; и в этом человек богоподобен.

12. Таким образом, человек обладает высшим проявлением свободы — свободой в абсолютном смысле.

13. Исходя из этого можно предположить, что свобода человека тем абсолютней, чем более он одинок. Соответственно, абсолютная свобода равна абсолютному одиночеству.

14. Да, человек вплетён в причинно-следственную паутину породившего его бытия, но даже и от неё человек может освободиться. Как? Уйти из жизни! Так гностики призывали освобождаться от ненавидимой им материи.

15. Итак, все попытки стать абсолютно свободным будут приводить только к одному результату: уходу в небытие.

Исходя из этих предварительных выводов о сути человеческого бытия, я могу приступить и к формулированию некоторых рекомендаций и правил самому себе: как существовать? Прежде чем их формулировать, я устанавливаю основную аксиому, от которой и буду отталкиваться в своём становлении от небытия к бытию.

Аксиома.
В настоящее время я не желаю уходить в небытие, не желаю умирать ни физически, ни духовно. Нет никаких причин, чтобы я стремился к исчезновению из бытия. Нет такого горя или несчастья, чтобы оно подействовало на меня уничтожающе. Не подвержен я и какой-либо апатии, отвращающее меня от жизни. Потому, я намерен дожить свою жизнь до полного, отмеренного мне Богом, конца.
-2

А вот как дожить — это вопрос вопросов, который довольно продолжительное время меня сильно занимает.

1. Итак, поскольку я не собираюсь уходить в небытие, значит абсолютная свобода для меня неприемлема.

2. И, в первую очередь, — неприемлема свобода от материи, ибо отказ от материального, ведёт к исчезновению из материального мира. Не стоит пугаться своей вплетённости в причинно-следственные связи материальной жизни. Ведь эти связи, эта паутина жизни включает в себя и родственные связи, и дружественные , и весь комплекс симпатии и эмпатии, как к другим существам, так и к самой природе. Да, есть и «неудобные» причинно-следственные связи, от которых хотелось бы освободиться, но освободиться как? Явно, что не отказом от всего полотна каузальности.

3. Поскольку абсолютная свобода равна абсолютному одиночеству, то следует задаться вопросом: а смогу ли я, будучи абсолютно свободным, вынести это одиночество? Конечно же нет! Даже будучи махровым мизантропом, я всё равно буду искать человеческого общества, хотя бы для того, чтобы демонстрировать мизантропию себе же. Пытаться выстроить последовательную линию независимости от всего — как людей, так и мира в целом — это значит проявить жизненную незрелость. Остаётся только одно: обустраиваться в лоне бытия.

4. Отсюда вывод такой: любая свобода «от», должна компенсироваться свободой «для». Ибо придерживаться только свободы «от», значит вычёркивать себя из существования. Однако, сам факт абсолютной свободы позволяет человеку выбирать правильные приложения «для». И отказываться от этого выбора, в случае ошибочности этого самого выбора.

5. Поскольку человек вмещает в себя все проявления Мира, вплоть до того, что и сам, вмещающий этого человека, Мир, может быть человеком помыслен и осмыслим, наделяет человека всеми атрибутами всемогущества. В этом, как мне представляется, и заключается Богоподобность человека. Но не только этим определяется Богоподобность. Человек имеет возможность переделки этого Мира.

6. Но какой переделки? Пока, в своих выводах я шёл от противного: от возможного предпочтения того или иного (духовного или материального) начала при становлении и совершенствовании человека. И пришёл к выводу, что предпочитаемы они должны быть оба. А поскольку я выяснил, что существовать в этом предпочтении они могут только полюбовно, то мне придётся умственно поработать над теорией любви, и закрепить полученные знания практическими воплощениями любви.

7. И начать, видимо, придётся с себя: со своего тела и своего духа. Именно в моём теле должно проявиться полюбовное примирение этих двух, таких, на первый взгляд, непримиримых, бытийственных начал. Но каковы основные свойства этих начал?

Дух — состояние основательно-спокойное, - стационарное. Движется только мысль, и движется также основательно-спокойно.

Материя — состояние хаотично-беспокойное, - движущееся. Там где беснуется материя, дух стоит в стороне.

8. Итак, духу необходим покой и основательность. Материи необходимо движение. Самый простой способ дать желаемое и тому и другому — производительно трудиться. Продуктивный физический труд — вот способ удовлетворить и тело и дух: в нём есть и основательное удовлетворения духа результатами труда, и столь необходимое материи движение. А интеллектуальный труд? Здесь необходимо ещё подумать, так как труд этот часто приносит довольно отравленные плоды. В наше время значение умственного труда сильно преувеличено, гипостазировано в человеческой деятельности.

9. Таким образом необходимо достичь гармоничного соотношения духовного и телесного в своём организме. И достичь этого призвано наше, весьма совершенное, сознание. Сознание, способное различать, что есть хорошо, а что есть плохо. Способное видеть несовершенство становящегося бытия и исправлять эти несовершенство. Исправлять с твёрдой любовью.

10. Жизнь — это «внедрение» духа в толщу материи, следовательно, чем более я сумел укоренить свой дух и подчинить ему материальное, тем более успешная моя жизнь. Чем более устойчивый баланс духа и материи я сумел создать, тем более я состоялся как разумная живая сущность.

Я не разделяю того, где я должен устроить гармонию: внутри ли, сначала, своего тела, или в окружающем моё тело, мире. Я считаю, что разделение здесь невозможно. Гармонию необходимо устраивать сразу везде, - тотально. Иначе её не достичь. Как можно чувствовать себя умиротворённо, если ты мизантропически противостоишь всему миру людей? Одно тянет за собой другое. Желание устроить гармонично свои внутренне-сознательные устроения, невозможно удовлетворить относясь к внешнему миру однозначно неприязненно. Но как же достичь этой тотальности? Ответ вечно банален: любовью!

11. Но не стоит и переоценивать роль духа. Всегда необходимо помнить, что процветание жизни, прогресс жизни — это и есть гармония физиса и духа. Установление этой гармонии в себе и окружающем меня мире — это и есть торжество жизни. Вновь замечу: желание торжества смерти — это просто ущербность сознания. Как может живое мыслящее существо может жаждать собственной смерти? Как показывает история человечества — может. Но, как правило, та же история показывает и пагубность этой жажды смерти: она ведёт в никуда.

В никуда же ведёт и приверженность одному лишь духу, ибо дух без материи — ничто. Ничто, конечно, в бытии. В том бытии, в котором я существую.

Если торжество и развитие жизни — это путь прогресса, то торжество смерти — это откат в начало: в разлагающую сферу небытия; ещё раз повторю это, так как здесь центральная ось, вокруг которой вращается всё человеческое бытие.

12. Я не могу даже предположить, в чём заключается окончательная цель деятельности Бога, в чём заключается предел Божественного замысла, но, исходя из того, что мне известно об эволюции нашей вселенной, я осмелюсь выдвинуть идею о задуманном ИМ гармоничном смешении духовного и материального. Я уже озвучивал данную идею выше.

Но сейчас я хочу обратиться непосредственно к способности самого человека гармонично совмещать дух и физис. Для чего СОЗДАТЕЛЮ понадобился человек, - существо, максимально приближенное к НЕМУ по своим способностям? Не для того ли, чтобы быть его орудием в становящемся бытии? Хотя слово «орудие» слишком неуважительно по отношению к человеку. «Коллега» или «помощник» было бы более лестным (и правильным) названием человека.

13. Если наше бытие есть постоянное становление, то, соответственно, и нет в нём совершенно-устоявшегося. Несовершенного, с точки зрения человеческого сознания, в нашем бытии полно, но что это значит? Сигнализирует ли это о несовершенстве Бога? По моему, лишь отчасти. И что с этим «отчасти» делать? Я уверен, что необходимо помочь Господу в исполнении его замысла: в осуществлении гармоничного смешения духа и физиса!

14. Сила, способствующая существованию подобного единения духовного и материального — любовь! По сути дела, успешная реализация божественного замысла — это качественное преобразование Абсолюта, его переход от разделённости к единению двух его конституентов посредством любви! Можно сказать и так: замысел Бога состоит в построении Мира АБСОЛЮТНОЙ ЛЮБВИ!!! И если человек способствует исполнению этого замысла, то что же стесняться этой миссии?

15. Стесняться тут нечего. Осознавать, что ты призван Богом для осуществления помощи в улучшении Абсолюта, и, что-таки, помог ему в этом; осознавать это — высшее проявление человеческой состоятельности.

Итак, я сделал предварительные выводы из двух своих предыдущих частей эссе. Выводы эти несколько сыроваты в изложении, но их смысловые начинки я выделил безупречно. Они достаточны для того, чтобы использовать их в качестве фундаментальных основ своей жизни. Сами же выводы будут мною шлифоваться и обкатываться в действительной жизни, хотя, все они и вызваны-то к существованию именно самой действительной жизнью.

t. me/indrikov 74

-3