Сейчас активно развивается платформенная экономика, когда многие участники процессов в разных отраслях собираются на платформу, начиная с «Авито», заканчивая другими маркетплейсами, в том числе промышленными.
Это экономика новой кооперации, по-модному она называется шеринговая экономика или экономика совместного потребления. И децентрализация финансов, то есть финансовая система тоже трансформируется. Не просто появляются новые финансовые, технологические, они же финтех-сервисы, вроде быстрых удобны платежей, мгновенных, но и происходит трансформация традиционных финансовых структур. Консервативные финансовые инструменты, которые существовали многие десятилетия, начинают по-новому предоставлять финансовые услуги.
Децентрализация финансов проявляется в том, что появляются новые инвестиционные, краудфандинговые платформы, другие виды финансовых посредников. Самый простой пример – «Авито». Это не реклама конкретно этого бренда, просто мы видим на этой платформе способ соединения разных видов пользователей. Это те, кто хочет что-то продать и купить, это инвесторы и заемщики или авторы проектов. На таких платформах мы можем встретить в том числе и промышленные предприятия.
Как это способствует технологическому суверенитету и вообще трансформации промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса? На сегодня у нас по статистике Банка России 125 тысяч инвесторов, в частности, пользователей инвестиционных платформ.
Конечно, если мы берем большие платформы, как платформа Московской биржи, там число пользователей измеряется сотнями тысяч. Но с точки зрения инвестирования в виде децентрализованных финансов пока у нас чуть больше 100 тысяч инвесторов. Вроде бы немного, но краудфандинг скоро приблизится к 50 миллиардам рублей в год. За прошлый год инвестиционными платформами через краудфандинг профинансировано проектов на 30 миллиардов рублей.
Ещё один вид цифровых активов – утилитарные цифровые права. Этот инструмент существует, это тоже токен на товар-услугу.
Если говорить про число пользователей со стороны промышленных предприятий-заемщиков, которые воспользовались инструментами краудфандинга, то это очень скромная цифра – несколько тысяч предприятий в год, представителей сегмента малого и среднего предпринимательства. Это одна из основных сложностей, барьеров для продолжения того, чтобы этот инструмент использовался для технологической модернизации.
Важная цель – это финансирование различных идей, в том числе технологических изобретений. Если мы создадим акселерацию идей при вузах, при технопарках с помощью таких децентрализованных платформенных сервисов, что потихонечку уже делается, то появится «воронка для выращивания» технологий. Это важно, чтобы какие-то постепенные улучшения заметили промышленные предприятия, то же станкостроение. Это важно и для молодых специалистов, студентов, и для опытных специалистов, потому что децентрализованное финансирование – это возможность привлечь софинансирование в свои изобретения, в том числе технологические.
Средняя сумма займа через краудфандинг – полтора миллиона рублей. Сумма небольшая. Второе – нет единого цифрового профиля для предпринимателя или для организации. На мой взгляд, должно быть удобство в пользовании финансовыми сервисами. Нужен как некий единый аутентификатор, что способствовал бы существенному упрощению пользования такими новыми формами финансирования.
Призываю тех, кто крауд-финансирование не пробовал, подписаться на «Станцию краудфандинга», мы о ключевых примерах и лучших практиках стараемся сообщать. Спасибо за внимание.
Из выступления Кирилла Косминского, исполнительного директора Ассоциации операторов инвестиционных платформ на сессии Московского экономического форума «Актуальные вопросы финансирования реконструкции и технологического развития производственных предприятий». МЭФ прошёл под председательством промышленника Константина Бабкина.
Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь