Этот отчасти триллер, отчасти научную фантастику поставил Бен Макферсон (Ben McPherson).
Бенджамин “Бен” Макферсон – американский художник (прежде всего), режиссёр и сценарист (в меньшей степени, так как в кино у него не так много опыта). Карьеру художника он начал на своей малой родине в Нью-Мексико – его работы выставлялись в Санта-Фе, а также в Скоттсдейле (в соседнем штате Аризона). Позже картины разошлись по музейным коллекциям всего мира и были отмечены журналами Southwest Art Magazine и American Art Collector.
В 2007 году он попал в сериал “Эта американская жизнь” (This American Life) – ему был посвящён третий эпизод под названием “Лик Божий крупным планом” (God's Close-Up). По сюжету эпизода репортёр рассказывает историю Бена Макферсона, художника и набожного мормона, который работает над серией картин о жизни Иисуса Христа. Сначала он воссоздаёт библейские сцены, привлекая людей в качестве моделей, делает фото, а потом на их основе рисует реалистичные огромные полотна. Проблемой Макферсона является то, что на картинах должны быть мужчины с бородами, но в среде мормонов отношение к растительности на лице очень спорное, и ему приходится прилагать усилия, чтобы отыскать подходящую модель для того, чтобы нарисовать Иисуса.
Примеры картин от Бена Макферсона
В 2011 году Бен Макферсон снова обратился к телевидению. Он создал телесериал без сценария для National Geographic и продолжил создавать телевизионные программы для различных сетей, одновременно оттачивая своё мастерство режиссёра. Далее последовали прочие попытки переключения с изобразительного искусства на кинопроизводство. Он сделал несколько короткометражных фильмов, в 2019 году выпустил полнометражный художественный фильм “Радиовспышка”, а в планах у него экранизация истории о преследуемых меньшинствах на Ближнем Востоке – “Ниневия” (Nineveh).
Сюжет “Радиовспышки”
Девушка Риз (Брайтон Шарбино) виртуозно проходит квесты в виртуальном мире. Она может выиграть любой киберчемпионат, но она не ожидает, что обычный день закончится глобальным отключением электричества по всей западной части США (предположительно преднамеренным), когда пропадёт мобильный сигнал и сгорит компьютер.
Привычный мир превратится в ‘симуляцию’, которую обычно прописывают разработчики для какой-нибудь RPG c постапокалиптическим антуражем. И эта проблема будет реальной, для её решения недостаточно снять VR-очки, если запутался, нужно экстренно учиться выживать и предпринимать настоящие попытки спастись от смерти.
Мысли и впечатления после просмотра
Девушка стоит в помещении – escape room, стены которого плотно увешаны телефонными аппаратами. На трубке одного из них приклеен листок с номером телефона. Девушка набирает этот номер: “Поздравляем, вам сдали флэш-рояль,” – сообщает механический голос в трубке. Из трубки полилась вода, и за считанные минуты помещение стало похоже на аквариум. Девушке нужно разгадать, как выбраться, имея подсказки в виде номера телефона, фразы про флэш-рояль и унитаза под потолком.
Как бы то ни было, этот фильм правда очень похож на компьютерную симуляцию. Кажется, что открывающая сцена действительно создана как подсказка к тому, что будет в финале, и в какой-то момент выяснится, что этот фильм создан по подобию драмы “Море соблазна” (2019, Serenity). Но нет – открывающая сцена создана не для того. Она показывает лишь то, какая подвижная и находчивая Риз, главная героиня этой истории, как отважно и собранно она действует в моменты с каждой секундой на счету. “Концентрируйся на решении, а не на проблеме,” – поддерживает она себя в сложные минуты. И с помощью открывающей сцены режиссёр Бен Макферсон показывает, что две реальности – виртуальная и та, где мы обитаем – в совершенно неожиданный момент могут стать очень похожими друг на друга.
В кино не раз уже человека обрекали на опасное существование. В 2022 году Ноа Баумбак в “Белом шуме” окружил своих героев токсичной атмосферой, погрузив в хаос, в 2006 году в “Гватемальском рукопожатии” Тодд Роэл создал странную зарисовку о том, как влияет на жителей маленького американского городка скачок электричества на ядерном заводе. Самым свежим примером апокалиптической обстановки является фильм-катастрофа “Всемирный потоп” Махалии Бело. Между последним и этим фильмом общее то, что визуально они очень похожи, как две очень красивых постановки, где операторская работа чуть ли не важнее смысловой нагрузки. У Бена Макферсона вовсе не странно отмечать такой визуал, тут сказывается его сильная художественная база, потому он никак не мог обойти это стороной. И в целом оба этих фильма довольно спокойны для драм с апокалиптическим тоном, что выглядит даже изысканно.
В название фильма вынесен настоящий термин. Радиовспышка – это обозначение явления ядерного электромагнитного импульса. Термин возник в начале 1950-х годов, он ассоциировался со "щелчком", который обычно раздавался в радиоприёмниках при взрыве ядерной бомбы. Это определение озвучивается в фильме слово в слово.
По сюжету что-то вроде этого и происходит. Фрэнк (в исполнении Уилла Пэттона), дед Риз, предполагал такой поворот событий и тщательно к нему готовился. Кстати, соавтор сценария Мэтт Редхоук является основателем My Patriot Supply, компании по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям, и, возможно, личность сценариста нашла своё отражение в образе Фрэнка.
В доме, где Риз живёт со своим отцом Крисом (его роль исполнил Доминик Монахэн), есть мастерская Фрэнка с радиопередатчиком, благодаря которому Риз связалась с Фрэнком в критический момент. Фрэнк сказал внучке, что они оба должны срочно покинуть свой город, пока не началась паника, и переехать к нему в горы, так как у него в доме всё подготовлено на случай апокалипсиса, им на долгое время хватит ресурсов, чтобы выжить. Сразу напрашивается аналогия с сериалом “Одни из нас” (с 2023, The Last of Us) – ведь Риз и её отец Крис поедут через страну (ну, не через всю), преодолевая опасности, проявляя осторожность, чтобы не погибнуть, одновременно они будут наблюдать, что стало с людьми, которые столкнулись с явлением “радиовспышка”.
Этот фильм рассказывает и о том, что выживает сильнейший, и о том, что потеря всего, что дорого, дарит бесстрашие, что среди полной черноты хранится крупица доброты, важно только её разглядеть, и также это очередное рассуждение о том, как же выглядит конец света и что человека не так просто сломить.
В семье Риз самыми сильными оказались она сама и её дед Фрэнк, а мать и отец Риз, не переживший полученную в пути травму, слишком рано ушли из этой жизни. Так, ранние потери закалили девушку, хотя жуткий страх смерти, воплощённый в образе старика, преследовал её долгие годы. На пути к Фрэнку Риз пришлось столкнуться с разными опасностями, в том числе она чуть не осталась вечной пленницей у некой Мо (в исполнении Финнолы Флэнаган), которая, сидя в инвалидном кресле, с лёгкостью управляла своим взрослым сыном Биллом и внуком Квином. Мо хотела привязать к себе и Риз, но совершенно неожиданно ей на помощь пришёл Квин, которого ей представили как самого настоящего дикаря. Он как раз и стал примером того светлого, что можно найти в самых жутких проявлениях жизни.
А обиталище Мо – это действительно что-то жуткое. Риз не могла понять, зачем её так страстно удерживают в этом доме. Попытка сбежать ей не удалась, в наказание её повесили в мешке на ветке дерева, а утром этот мешок чуть не сорвал голодный медведь. Ночевать её после этого бросили в амбаре, а потом Мо объяснила, почему.
“Ты не представляешь, как тяжело мальчикам взрослеть с женщиной-инвалидом”. Им нужна была молодая девушка – для Билла и Квина, чтобы как минимум продолжать род. И они спасли Риз от лап незнакомца на дороге, чтобы иметь козырь в своих рукавах для манипуляции, что теперь она должна им за спасение тоже что-то дать. Мо назвала это “жестокой любовью”. В разрушенном мире, где нет валюты, коммуникаций, транспорта и политики, остаётся его структура – ты не можешь что-то получить просто так, за одним действием кроется другой подвох. И опять же, помня, что структура мира остаётся, бунтари тоже имеют место. Риз отказалась от правил Мо. Опять же вспомним открывающую сцену с Риз в квест-комнате, когда она оперативно искала выход. Собственно, эпизод с Мо – это реконструкция открывающей сцены и Риз искала способ вырваться, чтобы не утонуть в “жестокой любви”.
Финал фильма даёт версию, что же могло случиться на самом деле. Это могла быть тайная операция внутренних спецслужб. А пример Риз и её деда Фрэнка – это пример семьи, адаптирующейся к любым тайным операциям, которые в последнюю очередь предполагают влияние на людей. Всё равно они выживут, читается сквозь строки. Да, так или иначе человеку приходится пережить столкновение с реальностью – в прямом и переносном смысле.
Но не обошёлся этот фильм и без иронии (или сарказма), когда современный гаджет попал в руки Квина, воспитанного в диких условиях. Голос Риз за кадром говорит, что пока она возвращалась в реальность, он убегал от неё. “Но это лишь вопрос времени, когда реальный и виртуальный мир снова встретятся”.