Найти тему

Два литературных гения

Фильм глазами психолога

«Гений» (2015, США) – биография, драма.

Актерский состав: Колин Ферт, Джуд Лоу, Николь Кидман, - великолепен.

Удивил низкий рейтинг фильма – 6,9. Хотя, нет. Уже не удивил, к сожалению. Биографические фильмы, где много глубокого смысла, интересных диалогов, над которыми хочется поразмышлять, в период клипового мышления, коротких Reels и поверхностного восприятия становятся все менее востребованными. Поэтому отношу этот фильм, как все психологические фильмы, в категорию #кино_не_для_всех, и оставляю выбор: смотреть или не смотреть, - за вами.

***

«За каждым великим писателем незримо стоит терпеливый редактор», - это первая фраза, которая проходит через весь фильм.

А вторая фраза, сказанная в конце фильма звучит несколько иначе: «Редакторы делают книги лучше или просто другими? Не мешаем ли мы писателям проявлять себя?».

Этот фильм, прежде всего, посвящен редактору и издателю Максвеллу Перкинсу (Колин Ферт) , который сделал произведения Эрнеста Хемингуэя, Фрэнсиса Скотт Фицджеральда, Томаса Вулфа , такими, какими они полюбились читателям. О нем и его отношениях с великими писателями – друзьями и посвящен фильм «Гений», вышедший в 2015-м году. 

По задумке режиссера и сценариста гением в фильме является эксцентричный, эмоционально-неуравновешенный Томас Вулф, точнее, его прототип в фильме в исполнении Джуд Лоу.

Но для меня гением оказался Максвелл Перкинс. Его спокойный, очень глубокий взгляд, негромкий голос, сдержанные жесты, влюбленность в дело, которому он посвятил свою жизнь, бережное отношение к семье, к любимой жене, к своим знаменитым друзьям, - все это затмевало самые эксцентричные выходки Вулфа. Он был всего лишь Питером Пеном, порхающим вокруг терпеливого и все понимающего Мудреца, ведущего его к цели.

И все же, именно эти взаимоотношения легли в основу сюжета. Как и полагается у гениев, творчество Томаса Вулфа долгое время отвергали все издательства Нью-Йорка. Даже рассказы, уже не говоря о романах. 

Пока он не нашел свою путеводную Звезду в лице Максвелла Перкинса, который, благодаря своему редактурному таланту сделал из огромных и объемных текстов Вульфа, больше напоминающих бесконечно льющийся поток сознания, романы которые стали бестселлерами.

-2

«У него острый, всеохватывающий ум, он умеет блеснуть, наделён настоящим и сильным чувством, хотя очень часто делается сентиментален и утрачивает точность ощущения», - писал о Вульфе Фрэ́нсис Скóтт Фицджеральд, который тоже является героем этого фильма. Фицджеральд после оглушительной славы романа «Великий Гетсби» переживает глубокий творческий кризис, совпавший с его личной драмой.

Именно он познакомил своего редактора с Хемингуэем, именно к Перкинсу он приходит в периоды отчаяния. Деловые отношения, которые постепенно переросли в настоящую мужскую дружбу, бесценны. 

-3

Кстати, именно Максвеллу Перкинсу мы обязаны тем, что «Великий Гетсби» был дописан Фицджеральдом и издан под этим названием. До него были отвергнуты: «Вокруг мусора и миллионеров», «Гэтсби — Золотая шляпа», «Неистовый любовник» и «По дороге в Уэст-Эгг». За неделю до публикации Фицджеральд выбрал название «Пир Тримальхиона». Но Перкинс настоял на «Великом Гетсби», чем и обеспечил роману мировой успех. 

*

У Максвелла Перкинса интересно выстроена работа с автором, над книгой которого он работает. Он не просто редактирует с ним книгу, - он как психолог, сопровождающий своего сложного клиента, пытается понять его.

Что дает основательному Перкинсу неугомонный, незрелый, эгоцентричный Вулф? Можно предположить, что он будит в нем Внутреннего Ребенка. Показывает ему другую сторону жизни, о которой гениальный редактор, возможно, никогда и не знал.

И подтверждением этому является сцена в джаз-баре, куда Вулф приводит своего редактора. Он объясняет Максвеллу, что такое джаз, попросив музыкантов сыграть любимую песню Перкинса. Понятно, что любимая мелодия сдержанного редактора была спокойной и слишком скучной для этого места. Пока она не зазвучала в джазовом стиле после спонтанной аранжировки профессионалов. И Перкинс не замечает, как начинает постукивать ногой в такт мелодии и заворожено следит за движениями музыкантов. Новое звучание любимой мелодии ему, явно, очень нравится.

 «Вот, это Том Вулф!», - Кричит гений американской литературы, разгоряченный музыкой, спиртным и жаркими латиноамериканками. Гений, безумный в своих поступках, как и его литература нового стиля, выходящая за рамки классической, традиционной.

Но именно эта литературная «особенность» Вулфа записывать свой бесконечный поток сознания стал для Перкинсона и головной болью, и профессиональным вызовом. Ведь кроме редактуры текста, ему еще пришлось и воспитывать и дисциплинировать Вулфа, призывая его к работе над собственным текстом, где слова лились бесконечной рекой без конца и края.

-4

Так, дебютный роман писателя «Взгляни на дом свой, ангел» пришлось сократить на 90 тысяч слов. И это было лишь легкой редакторской «прогулкой». Потому что следующую книгу «О времени и о реке» Перкинс и Вулф сокращали целых два года, разбирая огромное количество коробок с рукописями! При этом, творец бесконечных текстов отстаивал каждое слово в своем литературном океане, очень эмоционально и громко реагируя на каждое сокращение. И только благодаря терпению и профессионализму редактора, два его романа увидели свет.

Но как и положено звезде – подростку, - после полученной славы, ему кажется, что тот, кто привел его к вершине успеха, больше ему не нужен, мало того, его еще и надо «очернить».

И причиной тому является не только эгоцентризм гения, но и вышедшая в апреле 1936 года статья под названием «Гением быть недостаточно» известного литературного критика Де Вото. Он описал успех романа «Взгляни на дом свой, ангел» как грамотную работу редактора, Максвелла Перкинса, который превратил бессвязный поток сознания Вулфа в литературный бестселлер. С такой критикой истероид смириться не мог и, конечно, обвинил своего редактора в том, что он не дал ему по-настоящему проявить талант в романах.

*

Томас Вулф умер от редкой болезни — туберкулеза мозга — 15 сентября 1938 года. Ему было всего 37 лет. И Перкинс искренне переживал его уход. 

В конце фильма после получения прощального и покаянного письма умирающего Вулфа редактор впервые снимает свою шляпу. 

И если рассматривать шляпу, как символ, можно увидеть в этом жесте позволение себе открыто выразить свои эмоции, а можно предположить, что для Максвелла Перкинса наступило время перемен. Ведь эгоцентрический писатель – Питер Пэн мог быть и его с детства «замурованным» Внутренним Ребенком. Вот только, кто сможет достоверно опровергнуть или согласиться с этими предположениями , кроме самого гениального редактора? Не зря же гражданская жена Вульфа сказала ему: «С ним Вы будете делать то, что никогда не делали», - и она оказалась права.

***

-5

И конечно, в фильме второй яркой линией проходят взаимоотношения в семьях главных героев. 

Если Вы хотите увидеть настоящие партнерские отношения двух психологически взрослых людей, умеющих договариваться друг с другом и уступать друг другу, присмотритесь к семье Максвелла Перкинса. Мужчина и женщина, у которых главной ценностью являются семья, бережное отношение и уважение друг к другу, всегда будут счастливы. Ведь в отношениях психологически взрослых людей жена – мудрая, а муж заботливый и верный.

*

А когда он – незрелый подросток, ему ближе совершенно иная женщина и отношения. Театральная художница Эйлин Бернштейн (Николь Кидман) - любовница, помощница в его становлении как писателя, эмоционально-дофаминовый донор. Когда они встретились ему было 25, ей - 44. Он - молодой, эксцентричный, непредсказуемый и нищий. Она - состоятельная замужняя дама с двумя детьми и успешным мужем с Wall Street, находящаяся на грани депрессии и самоубийства. 

 - Моя жизнь была серой и в ней едва теплился огонь, но тут появился Он! И все изменилось! - Отвечает она жене редактора. - Возвращаться в семью? Никогда! А теперь появился Ваш муж и забрал его у меня!

-6

И ее можно понять. Разве можно сравнить жертвенную эмоционально-дофаминовую зависимость от непредсказуемости Вулфа с рутинной семейной жизнью? Ведь здесь каждый день приносит что-то новое: роскошные сцены ревности, театральные эпизоды с «отравлением»; постоянные угрозы самоубийства, прилюдные скандалы, после которых следует такое страстное примирение. Разве можно променять этот нездоровый фейерверк на семейную предсказуемость?!

И он, по своему, отвечал ей взаимностью. Например, свой первый и самый знаменитый роман «Взгляни на дом свой, ангел» Вулф посвятил именно Эйлин. 

«Мало кому присуще столь многоцветное, ветхозаветное, а то и языческое чувство великолепия земли и, одновременно, столь резкое ощущение нелепости мелочного человеческого обычая», - этой цитатой Уолта Уитмена начинается фильм-биография и этой же цитатой можно было бы его и закончить. 

*

Кто станет в этом фильме гением для Вас, каждый зритель решит после просмотра. 

Меня он сподвиг прочитать биографию и критику на творчество Томаса Вулфа и начать поиски книги о гениальном редакторе Максвелле Перкинсе, подарившем миру великих писателей мирового уровня. 

***

А Вы смотрели этот фильм? Поделитесь своим мнением. 

#биография #кино #фильм

#психологияотношений