Негативные аргументы против трансплантации
Негативные аргументы против трансплантации в основном ссылаются на святость человеческого тела и духовное измерение, которое эти основные органы имеют в ветхозаветной антропологии, сохранившейся и в патристической традиции. Сердце, кровь, печень и почки связаны, в частности, в Ветхом Завете с духовной жизнью верующего[1]. В православной аскетической традиции физическое сердце также непосредственно связано с духовной жизнью. Путь к более глубокому, духовному сердцу человека лежит через физическое сердце. Кроме того, отрицательные аргументы утверждают, что мы обязаны своим телом Богу и не можем просто так отдать его. Тело христианина - это храм Божий, или член Христа. Кроме того, христиане не принадлежат себе полностью, а куплены дорогой ценой [2]. Поэтому, как утверждается, они не вправе распоряжаться собой и своим телом по своему усмотрению.
Наше приложение:
Несмотря на это, христиане не только могут, но и должны поступать в соответствии с волей Христа, которая выражена в Его заповедях. И когда мы поступаем в соответствии с заповедями Христа, мы действуем в перспективе реальной жизни, даже если она проходит через смерть. Особенность христианской антропологии в том, что она смотрит на нашу реальную жизнь только через смерть, и это имеет революционные последствия. Поэтому вопрос заключается в том, соблюдаем ли мы через пожертвование тканей и органов тела заповеди Христа, которые сводятся к двум заповедям любви, и следуем ли мы Его примеру.
Христос учит самопожертвованию и жертвует собой ради мира. Он Сам питает нас Своим телом и кровью - разумеется, не для того, чтобы продлить нашу земную жизнь, а для того, чтобы обновить нас и сделать нетленными. Несмотря на это, Он предлагает продление биологической жизни через Свои чудеса. В них Он опускается до уровня нашей слабости. Его цель не в том, чтобы совершить чудесное вмешательство, а в том, чтобы освободить нас от греха. Он говорит расслабленному: Чтобы ты видел, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, говорю тебе: встань, возьми постель твою и иди в дом твой [3]. Чудесные исцеления и воскрешения из мертвых, которые совершал Христос, одновременно являются знамениями присутствия Его Царства. Если нас, людей, не привлекает это присутствие, то знак теряет свое значение. Поэтому Церковь призвана действовать на этом уровне, подавая знаки своей любви, не забывая при этом о своей главной задаче. Она призвана находить временные средства, чтобы приносить пользу людям, не забывая при этом о своей главной цели. Главная цель Церкви - дать нам не временное избавление от биологической смерти, а постоянное избавление от страха смерти и от самой смерти. Для Церкви освобождение от смерти, презрение к осуждению смерти есть величайшее благо [4].
Но строгое следование наибольшему благу, что особенно императивно в современном секулярном обществе, не означает равнодушия к наименьшему благу, что также императивно, именно в силу секуляризации общества.
Церковь действует не только с точностью, но и с состраданием. Богословие не может быть диспенсацией. Но диспенсация все же имеет свое богословское обоснование. Добровольный дар какой-либо ткани или органа тела как бескорыстный акт любви - это действие, достойное уважения и деликатного обращения с пастырской точки зрения. Как можно не восхищаться добротой человека, который из любви отдает глаз или почку, чтобы кто-то другой мог видеть или выжить? А что можно сказать, если донор готов пожертвовать даже своей жизнью ради того, чтобы его ближний мог жить? Конечно, в этом случае мы имели бы чистое проявление милосердия, которое было бы признано в его богословской перспективе, а не в виде перфектного списка добровольных доноров.