Найти тему

Значение рождения Христа для человечества

Евангельское чтение на воскресенье перед Рождеством, взятое из начала Евангелия от Матфея, содержит родословие Христа по плоти и, далее, Божий промысел о рождении Иисуса от Духа Святого и Девы Марии. Обратим внимание на то, какое значение это имеет для каждого из нас.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души

Каждый год Церковь в атмосфере радости и восторга празднует Рождение Христа и воспевает прекрасные гимны Богу, воплотившемуся и воссоздавшему нашу деградирующую человеческую природу. Православная гимнография и богословие подчеркивают великое антропологическое значение Боговоплощения: от безнадежной деградации, от хаоса разрушительной ненависти нас спасла любовь Божия, обретшая плоть и кости в истории через личность Иисуса Христа. Эта любовь не просто спасает нас от гибели, но и восстанавливает нашу древнюю красоту, обожествляет нас, если воспользоваться привычной терминологией патристики.

То, чего мы, люди, никогда не могли достичь из-за своей покорности демонической власти тления и греха, предлагает нам Тот, Кто родился от Духа Святого и Девы Марии. Именно исхождение Спасителя от Святого Духа красноречиво свидетельствует о том, что наше спасение не могло произойти из руин и развалин человечества, неизбежно обреченного на смерть, но только с небес, от Духа Божия, от источника жизни.

Мы говорим о важном антропологическом преображении, совершаемом Рождением Христа, как об объективной ситуации - конечно, связанной с нами, но и независимой от нас, - забывая при этом, что каждый из нас непосредственно, жизненно, динамично и экзистенциально связан с этим значимым событием Рождества Христова. Мы должны признать, что это личное безволие каждого из нас обусловлено трагическим противоречием между тем, что, хотя Христос родился для того, чтобы спасти нас от тления греха и смерти, мы как люди ежедневно оскверняемся. Мы оскверняем себя и других. Ангелы поют радостную весть о том, что родился Спаситель и наступил мир на земле (Лк. 2, 11; 14), но в то же время средства массовой информации сообщают нам о страшных событиях, связанных с войнами и катастрофами.

Рождение Христа приобретает смысл экзистенциального факта для каждого из нас в нашей особенности и неповторимости, в нашей личной озабоченности, в нашей тревоге и страхе за свое уничтожение и надежду на жизнь. Если в душе каждого из нас не взойдет солнце правды, то мы напрасно ожидаем просветления человечества в целом. Если спасение не станет личным событием каждого из нас, то нет смысла удивляться и сетовать на всеобщее распространение ненависти, преступности и войн. И если Рождение Христа - не более чем важное, но далекое историческое событие или эмоционально волнительный церковный праздник, а не реальность внутри каждого из нас, то бессмысленно искать какие-то очевидные следствия из этого.

Бог любви и мира воплотился в истории и, подобно светящемуся ориентиру, провел четкое различие между дохристианской тьмой и христианским светом, между дохристианской ненавистью и христианской любовью, между дохристианскими миазмами смрада смерти и христианской надеждой на воскресение. Если сегодняшняя жизнь характеризуется только что упомянутыми дохристианскими чертами, то вина за это лежит на нас самих. Рождение Христа не означает насильственного воцарения любви и мира, это скорее отправная точка для диалога, возможность для нас измениться так, что, если мы прислушаемся к Божественному посланию и примем его близко к сердцу, мы радикально преобразимся. Мы перестанем видеть в других людях врагов, от которых мы должны постоянно защищаться, часто нападая на них, по сути, для того, чтобы сохранить свою идентичность, а вместо этого будем видеть в них братьев и сестер, для которых Сын Божий родился, был распят и воскрес, так же как и для нас.

Многие гетеродоксальные богословы говорят о Православной Церкви как о выдающейся Церкви Воскресения. И это действительно так. Но не менее верно и то, что отцы и богословы Церкви часто обращаются к тайне Воплощения, которая является основой и центральным стержнем их богословия, необходимым условием нашего спасения и означает изменение и обновление всего сущего.

Но помимо безусловно полезных богословских формулировок о воплощении Слова, помимо признания его важности для нас и его возрождающей силы, помимо и внутри праздничной атмосферы и прекрасных песнопений, для того чтобы последствия Рождества Христова стали очевидными, необходимо, чтобы каждый из нас лично и смиренно преклонил колени перед яслями и принял решение начать полноценный диалог с воплотившимся Спасителем, Который вечно присутствует в мире.