Найти тему

Медитация на Богоявление [1]

Богоявление - это первое публичное явление Христа. В момент Своего рождения Господь был явлен нескольким привилегированным людям. Сегодня все, кто окружает Иоанна, то есть его ученики и толпа, пришедшая на берег Иордана, становятся свидетелями более торжественного явления Иисуса Христа. В чем же состоит это проявление? Оно состоит из двух аспектов. С одной стороны, это смирение, представленное крещением, которому подчиняется наш Господь: с другой стороны, это аспект славы, представленный человеческим свидетельством, которое Предтеча несет Иисусу, и, на бесконечно более высоком уровне, божественным свидетельством, которое Отец и Дух несут Сыну.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души

Мы рассмотрим эти аспекты более подробно. Но прежде всего запомним следующее: каждое проявление Иисуса Христа, как в истории, так и во внутренней жизни каждого человека, есть одновременно проявление смирения и славы. Тот, кто пытается разделить эти два аспекта Христа, совершает ошибку, которая фальсифицирует всю духовную жизнь. Я не могу приблизиться к прославленному Христу, не приблизившись одновременно к Христу униженному, как и к униженному Христу, не приблизившись к прославленному Христу. Если я хочу, чтобы Христос был явлен во мне, в моей жизни, то это не может произойти иначе, как через объятия Того, Кого Августин с восторгом называл Christus humilis, и в том же восторге поклонения Тому, Кто есть Бог, Царь и Завоеватель. Это первый урок Богоявления.

Аспект смирения в Богоявлении заключается в том, что Господь принимает крещение покаяния от Иоанна. Сам Иоанн отказывается, но Иисус настаивает: Да будет так и ныне; ибо так надлежало нам исполнить всякую правду [Мф. 3, 13-15]. Очевидно, что Иисусу не нужно было очищаться у Иоанна, но это крещение, данное Предтечей, крещение во оставление грехов, было подготовкой к мессианскому Царству, и Иисус, прежде чем возвестить о наступлении этого Царства, хотел пройти все те подготовительные этапы, которые ему самому предстояло завершить. Будучи Сам полнотой, Он желал принять в Себя все, что было еще неполным и незавершенным. Но, принимая крещение в Иоганне, Иисус совершил нечто большее, чем торжественное одобрение и подтверждение обряда перед его преобразованием - нечто большее, чем завершение несовершенного в совершенное.

Тот, Кто был без греха, стал носителем всех наших грехов, грехов всего мира, и именно от имени всех грешников Иисус совершил публичный акт покаяния. Кроме того, Иисус хотел научить нас необходимости терпения и обращения; прежде чем мы сможем приблизиться к христианскому крещению, мы должны принять крещение Иоанново, то есть мы должны пройти через изменение духа, через внутреннюю катастрофу. Мы должны испытать настоящее раскаяние в своей греховности. Что касается нас самих, то покаяние - это аспект смирения в Богоявлении. И здесь мы должны выйти за ограниченный горизонт иоганнинского крещения и напомнить себе, что мы крещены во Христа. Христианское крещение омыло и очистило нас. Оно упразднило в нас первородный грех** и сделало из нас новую тварь. Когда мы крестились, мы, вероятно, были младенцами; благодать крещения была тогда Божественным ответом не на нашу личную просьбу, а на веру тех, кто привел нас к крещению, а также на веру всей Церкви, когда она приняла нас. Таким образом, благодать крещения была в некотором роде временной и условной: она требовала от нас, по нашему собственному свободному выбору, по мере того как мы росли и становились сознательными, подтверждения акта нашего крещения, не только крещения Иисуса, но и нашего собственного.

Это прекрасная возможность для нас возродить ту благодать, которая была нам дарована. Ведь сакраментальные благодати, даже прерванные и приостановленные грехом, могут вновь ожить в нас, если мы искренне обратимся к Богу. В этот праздник Богоявления давайте попросим Бога вновь омыть нас - духовно, а не фактически - в водах крещения; утопим в них старое, греховное существо, ибо крещение - это мистическая смерть; перейдем Красное море, отделяющее плен от свободы, и погрузимся вместе с Иисусом в Иордан, чтобы омыться не от Предтечи, а от Самого Иисуса.