6 января наша Церковь отмечает один из великих праздников - Богоявление. Крещение Иисуса Христа - событие, которое официально подтвердило приход Мессии. Хотя Сам Господь не имел нужды в отпущении грехов, Он, тем не менее, пришел к Иоанну креститься от него и исполнить всякую правду (Мф. 3, 13-15). Что касается Иисуса, то в Евангелии подчеркивается, что, как только Он вошел в воды реки, тотчас вышел из воды (Мф. 3, 16) или тотчас восстал из воды (Мк. 1, 10), что явно контрастирует с другими крещениями, совершенными Иоанном, которые продолжались долго из-за исповеди.
Наше приложение:
Крещение Иисуса было напрямую связано со спасением мира. Иисус был без греха, но стал агнцем Божиим и взял на Себя все наши грехи (Ин. 1, 29 и 1, 36). Поэтому крещение в Иордане является прообразом другого крещения Христа - Его крестной смерти (Мк. 10, 38 и Лк. 12, 50), через которую не только были отпущены грехи, но и был искуплен мир. Своим крещением Христос освящает мир и дает людям возможность вернуться в рай, который потерял Адам. Согласно бдению на Феофанию, после освящения воды и Святого Причастия крестились катехумены. Это был праздник просвещения христиан. Кроме того, троекратное погружение в воду при крещении символизирует трехдневное пребывание Христа в Аиде и победу жизни над смертью.
Рассмотрим некоторые факты, связанные с праздником Феофании, который в первые годы христианства отмечался фактически одновременно с Рождеством. С III века началось разделение праздников, сначала на Востоке, а затем и на Западе. 6 января язычники Египта и Аравии отмечали зимнее солнцестояние по старому календарю. Святой Павел говорит о явлении славы великого Бога (Тит. 2, 13). В другом месте он утверждает, что через Христа явилась благодать Божия, спасающая всех людей (Тит. 2, 11). Он также говорит о Боге, Который явился во плоти (1 Тим. 3, 16). За этими выражениями апостола язычников мы узнаем знакомые язычникам термины: теофания и эпифания, которые означали явление бога/императора людям в том или ином городе. В отличие от поклонения солнцу, побеждающему тьму во время зимнего солнцестояния, христианство представляет поклонение Солнцу Праведности, которое взошло, по словам пророка Исайи: Земля Завулонова и земля Неффалимова, путь при море, за Иорданом, Галилея язычников, народ, живущий во тьме, увидел свет великий; для живущих в стране смертной тени воссиял свет (Мф. 4, 15-16, ср. Ис. 9, 1-2).
Явление всех трех Лиц Святой Троицы в момент крещения свидетельствует о начале миссии воплощенного Слова в мире. Голос Отца и присутствие Святого Духа свидетельствуют о нераздельном, единосущном и вечном Божестве. Здесь мы можем говорить об уникальном воплощении Святой Троицы, поскольку Сын крестится как человеческая личность, Отец предстает как голос, а Дух принимает плоть, чтобы освятить ее. Действительно, Он принимает облик голубя, почитая плоть, а также символизируя то, что эта птица является носителем радостной вести.