Представьте себе на минуту, как это страшно - быть отрезанным от всех людей, не иметь возможности ни с кем связаться, ни с кем встретиться, и при этом иметь больное тело, которое постоянно ухудшается в результате заразной болезни. К этому следует добавить постоянное презрение со стороны людей, которые считали, что эта болезнь - наказание за нашу греховную жизнь. И вдруг появляется Тот, Кто приближается к нам, не обращая внимания на опасности, попирая господствующие в обществе предрассудки, ясно и бесстрашно демонстрируя Свою любовь к нам. Разве мы не будем бесконечно благодарны Ему?
Наше приложение:
Именно так и произошло в евангельском повествовании святого Луки с десятью несчастными прокаженными, которых коснулась спасительная благодать и исцеляющая сила Христа. Любовь Божия, воплотившаяся в мире и явленная в жизни и смерти Христа, не ограничивается немногими, избранными, знакомыми Ему друзьями. Она распространяется на всех, даже - или, скорее, особенно - на тех, кого серьезные и благочестивые люди каждой эпохи считают запятнанными и грешными. Она не знает социальных, политических и религиозных ограничений. Это нашло свое выражение в рассказе о десяти людях, объединенных болью дегенеративной болезни. Иисус встречает их и беседует с ними, преодолевая закон Моисея, запрещающий любые контакты с прокаженными. Один из них был даже самарянином, то есть иностранцем.
И все же именно отношение последнего производит на нас впечатление и подчеркивается евангелистом. Девять из исцеленных, преисполненные радости жизни, встречи с друзьями и знакомыми, увидев свое тело сильным и очищенным, забыли выразить благодарность Христу, своему благодетелю.
Они были типичны для тех, кто, исчерпав все человеческие силы, в своей боли и печали взывает к Богу как к последнему прибежищу в болезни, но затем в своей радости забывает, что Он действительно был их первым другом в здоровье и радости.
Несомненно, что страшные крики о помощи, ежедневно обращенные к Богу, значительно превышают молитвы благодарения и признательности.
В жизни есть много вещей, которые мы воспринимаем как должное, не чувствуя никаких обязательств перед кем-либо за эти повседневные дары. Наша самодостаточность и самоуверенность не оставляют места для благодарности Богу, нашему Благодетелю. Нам трудно произнести Спасибо, в то время как крики мольбы о помощи в трудную минуту возникают очень легко, почти спонтанно. И вот тут происходит нечто совершенно типичное: после того как нужда прошла, мы не просто забываем о своей минутной слабости и смущаемся ее, но даже пытаемся с помощью напыщенности компенсировать проявленную слабость.
Это вполне человеческая позиция, которая показывает, насколько мы заперты в защитных стенах нашего эгоистического мышления о себе. И все же спасительная любовь Божья окружает нас каждый день. Крест Христа - это не только кульминация целого ряда искупительных действий, совершенных Богом ради нас, Его творений, но и начало безграничных даров, которые Он преподносит человечеству. Важнейший из них - победа над страхом смерти и расцвет надежды на воскресение.
Когда смрад смерти грозит превратить все вокруг в чертог, разве не расцвет надежды на новую жизнь, без боли, без печали и без страха смерти, является главным поводом для благодарности Богу? Погружение в себя, фарисейская самодостаточность и кажущаяся динамичной самоуверенность - все это несет на себе печать угрозы смерти. Открыть свое сердце Богу - это наш ответ на Его бесконечные дары, на дар жизни, который Он щедро преподнес нам. Это наше спасибо Ему. Это выражение благодарности, которое, безусловно, должно сопровождаться поведением, соответствующим такому божественному дару. В евангельском повествовании благодарность Иисусу выражает самарянин, иностранец, к которому чистокровные иудеи относились с презрением. Болезнь объединила десять прокаженных; в конце повествования благодарность одного из них, самарянина, вызвала похвалу Христа и Его признание веры этого человека.