Раньше говорили, что никто не может быть так неблагодарен, как человек, которому ты сделал добро, и никто не может быть более крепким врагом. Это было сказано в качестве порицания страсти неблагодарности и подчеркивало склонность получателей помощи иногда прерывать все контакты со своими благодетелями, чтобы избежать необходимости благодарить их и выражать свою признательность. Иногда это доходит до того, что они становятся врагами из-за того, что поставлены в невыгодное положение.
Наше приложение:
Так происходит в чтении о десяти прокаженных (Лк. 17, 12-19). После того как Господь исцелил их, только один из них не забыл вернуться и поблагодарить Его. Остальные девять не сочли нужным это сделать.
Давайте посмотрим на чтение с самого начала. Господь шел к Иерусалиму, месту Своих страданий, и, проходя через Самарию и Галилею, встретил в небольшом городке десять прокаженных. Из-за своей болезни они держались от Него на расстоянии, но звали: Иисус, Учитель, пожалей нас. Интересно, что они обращаются к Нему по имени. Увидев их, Господь сжалился над ними, потому что, обладая способностью видеть сердца, Он понял их страдания. Ему не нужно было никаких доказательств, и Он не требовал от них веры как условия для исцеления, как это было в других случаях. В соответствии с законом, Он отправил их к священникам, чтобы они подтвердили свое исцеление.
Все это Господь делал по определенному плану. Естественно, что Он не случайно проходил через этот городок, не случайно решил исцелить прокаженных, не ставя условий, не случайно решил следовать закону. Он снизошел до человеческого рода, стал подобен нам и до самой смерти подчинялся закону, и все это ради нашего спасения. Конечно, все это было сделано не для того, чтобы получить благодарность, не для того, чтобы быть признанным Спасителем, а из совершенного послушания воле Отца и совершенной любви к Своему творению.
Вернемся к прочитанному. Когда они шли, то очистились. Десять прокаженных, действительно, полностью очистились от внешних признаков мучившей их болезни, но не все их души были исцелены от внутренней проказы. Именно поэтому девять из десяти прокаженных не вернулись возблагодарить Господа. Только один из десяти сделал это.
Где же девять? - резонно спрашивает Господь. Неужели Он не помог и им? Неужели они не почувствовали потребности выразить свою благодарность за столь неожиданное чудо? В самом деле, какой больной, исцелившийся после долгой болезни, не захочет сразу же поблагодарить своего врача? Если бы вы были очень больны, а потом исцелились, разве вы не сказали бы об этом человеку, благодаря которому вы выздоровели, чтобы и он мог порадоваться? Разве тот, кто неожиданно исцелился, не осыпал бы своего благодетеля подарками и не захотел бы поделиться своей радостью от того, что избавился от тягостного недуга?
'А где же девять?'. Только один из них вернулся, и это был иноверец, самарянин... и он пал лицом своим к ногам Господа и благодарил Его. Господь подтвердил полное исцеление только одного из десяти. Незнакомец, нечетный в группе из десяти человек, был спасен, как сказал Господь: Встань и иди; вера твоя спасла тебя. Остальные, соотечественники Христа, его свой народ, смотрели на него свысока и не принимали его как своего всеобщего искупителя и спасителя. Только один из тех, кто искал у него исцеления тела, получил в дар исцеление, воскресение и спасение, благодаря своей вере и благодарности.
К какой же категории относимся мы, сегодняшние верующие? Ко многим, может быть, к тем девяти иудеям, которые искали только внешнего исцеления и были удовлетворены, когда это произошло? Они думали, что имели право на исцеление, а потом не вспомнили поблагодарить своего врача.
Не будем завидовать этой группе многочисленных, но неблагодарных людей, которые ради преходящего и непостоянного - здоровья - пренебрегли постоянным и непреходящим - спасением. Лучше обратимся к добродетели того иноземца, который осознал, что его исцеление было даровано ему свыше, и поэтому он испытывал такую безграничную благодарность к Дарителю.
Ему, великому Благодетелю душ и телес наших, мы обязаны благодарностью за спасение, которое он нам принес, хотя мы и недостойны. Взамен вознесем ему благодарственный гимн, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.