Хотя этот текст был написан в IV веке, он актуален и сегодня, поскольку в нем рассматриваются мнения, которые до сих пор остаются актуальными. Даже сейчас, например, есть люди, которые считают, что Вселенная возникла как-то сама собой. Святитель Афанасий указывает на различие между умозрением, которое является результатом человеческой рациоцинации, и знанием, которое является результатом Божественного откровения.
Наше приложение:
Относительно создания Вселенной и сотворения всего сущего существовало множество различных мнений, и люди устанавливали закон так, как считали нужным. Есть и такие, которые утверждают, что все вещи возникли сами собой, по воле случая. Примером таких людей могут служить эпикурейцы, которые, презирая себя, утверждают, что вселенского провидения не существует, хотя это противоречит очевидным фактам и опыту. Если бы, как они говорят, все имело начало само по себе и независимо от какой-либо цели, то из этого следовало бы, что все возникло само собой и, следовательно, было бы одним и тем же и не отличалось бы друг от друга. При таком единстве тел все должно быть солнцем или луной, или, в случае человека, все должно быть рукой, или глазом, или ногой. Но на самом деле все обстоит иначе. Напротив, мы видим различие между солнцем, луной и землей, а в случае с человеческими телами - между ногой, рукой и головой. Такое раздельное расположение говорит нам о том, что они возникли не сами по себе, а свидетельствуют о том, что им предшествовала какая-то причина, из чего мы можем сделать вывод, что Бог - создатель и координатор всего сущего.
Другие, в том числе и Платон, столь почитаемый греками, утверждают, что Бог сотворил мир из уже существовавшей материи, которая не имела начала: Бог не мог бы ничего создать, если бы материал не существовал, подобно тому как дерево должно существовать и быть под рукой у плотника, если он хочет работать. Но при этом они не понимают, что приписывают Богу слабость, поскольку, если он сам не является причиной материала, а создает вещи только из того, что уже существует, он оказывается слабым: он не может произвести ничего, что он делает, без материала, точно так же, как слабость плотника заключается в том, что он не может сделать ничего необходимого без своего дерева. Если мы примем эту позицию, то Бог не мог бы ничего создать из-за отсутствия материала. Как же тогда его можно называть Творцом и Искусником, если он обязан своей способностью создавать вещи какому-то другому источнику, т.е. материалу? По их мнению, в этом случае Бог будет просто механиком, а не творцом из ничего.
Иными словами, он работает над существующей материей, но сам не является причиной ее возникновения. Его нельзя назвать Творцом, если только он не является Творцом материала, из которого, в свою очередь, были сделаны сотворенные вещи. Но в своей глубокой слепоте, распространяющейся даже на употребляемые ими слова, эти сектанты представляют себе иного Творца всего сущего, нежели Отец Господа нашего Иисуса Христа. Господь говорит иудеям: Разве вы не читали, что от начала сотворивший их создал их мужеского пола и женского и сказал: Для сего оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью?. И далее, обращаясь к Творцу, он говорит: Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Как же так получается, что эти люди верят в то, что творение не зависит от Отца? Или, говоря словами Иоанна, который, не делая исключений, говорит: Все Им создано, и без Него ничто не сотворено. Так как же Создатель может быть кем-то иным, кроме Отца Христа?
Это все пустые рассуждения. Но благочестивое учение и вера во Христа клеймят их глупые высказывания как безбожие. Через них мы знаем, что творение не было спонтанным, потому что оно было предначертано. Не было оно и из существующей материи, потому что Бог не слаб. Мы знаем, что она была создана из ничего, и что, не имея никакого предшествующего существования, Бог создал вселенную своим словом, как он говорит сначала через Моисея в книге Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю. А затем, в самой назидательной книге Пастырь: Прежде всего веруйте, что Бог един, и Он сотворил и устроил все вещи, и создал их из ничего. На это ссылается и Павел, когда говорит: Верою разумеем, что вселенная образована Словом Божиим, так что видимое произошло не от видимого. Бог благ, вернее, по сути, является источником блага, а тот, кто благ, вряд ли будет скупиться на что-либо. Поэтому Он не отказывает в существовании ничему и сотворил все из ничего Своим собственным Словом, Иисусом Христом, Господом нашим. Над всем, что есть на земле, Он проявил особую любовь к роду человеческому.
Осознав нашу неспособность, в силу условий нашего происхождения, пребывать в стабильности, он сделал нам еще один подарок: он не просто создал человека, как все неразумные существа на земле, но создал нас по своему образу и подобию, даже наделив нас частью силы своего собственного Слова. Это было сделано для того, чтобы, имея как бы отражение Слова и став разумными, мы могли вечно пребывать в блаженстве, живя истинной жизнью, которая принадлежит святым в раю. Но, зная, что наша воля может колебаться в разные стороны, Он предвидел это и предусмотрел благодать, данную нам как через закон, так и через место, куда Он нас поместил. Он ввел нас в свой сад и дал нам закон, чтобы, если мы будем соблюдать благодать и продолжать быть добрыми, мы могли бы сохранить жизнь в раю без печали, боли и забот, а также иметь обетование о нетлении на небесах. Если же мы преступим, обратимся вспять и станем злыми, то будем знать, что в смерти мы постигнем то тление, которое было нашим по природе. Мы не будем больше жить в раю, но будем изгнаны с того времени, чтобы умереть и пребывать в смерти и тлении. Именно об этом предупреждает и Священное Писание, говоря от лица Бога: Ты можешь есть от всякого дерева в саду; но от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо, когда будешь есть от него, непременно умрешь. Что еще может означать непременно умрете, как не просто смерть, но и вечное пребывание в тлении смерти?
...Слово видело, что тление наше не может быть устранено иначе, как только смертью, как необходимым условием, хотя для Него невозможно было претерпеть смерть, так как Он бессмертен и Сын Отца. Поэтому Он принял на Себя тело, способное к смерти, чтобы, приобщившись к Слову, Которое превыше всего, Его тело удостоилось умереть за всех нас и, благодаря Слову, обитавшему в нем, осталось нетленным После этого тление может быть удержано от всех благодатью воскресения. Итак, отдав на смерть тело, которое Он Сам принял, как приношение и жертву, свободную от всякого пятна, Он сразу же избавил всех нас от смерти, предложив равноценный обмен.