Найти тему

Хананеянка и Богородица

Сегодняшнее Евангелие рассказывает о хананеянке. Вы слышали, как она взывала к Господу, шла за Ним, а Он не обращал на нее внимания. Его ученики не могли понять, почему Он не помог ей и не сказал, чтобы она уходила, а оставил ее просить. Он объяснил свое молчание: Я пришел только для Израиля, а не для иноплеменников, для язычников, как эта хананеянка. Но женщина упорствовала, подошла к Нему и попросила о помощи. Ответ Господа стал уроком для нее, для Его учеников и для всех нас с тех пор. Он сурово сказал: Нехорошо брать пищу из уст детей твоих и отдавать ее псам. Он сравнил Божье благословение с самой главной человеческой потребностью - пищей. Но женщина не сдавалась. Она ответила: Да, Господи, но и псы едят крошки, которые падают со стола господина их. Тогда Христос сказал ей: Женщина, велика вера твоя, и Я исполняю твое желание.

Наше приложение:

Давайте немного остановимся на этом. Господь покинул Иудею и направлялся в Сидон, что на Ливане. Это была земля хананеев, народа, жившего в этих краях еще до прихода израильтян из Египта с Моисеем. Они поклонялись идолам, а их женщины занимались магией.

Поэтому, хотя Христос действительно пришел в их землю, женщина сама должна была захотеть увидеть Его, воззвать к Нему из глубины своей души. Она почувствовала Его присутствие рядом с собой и стала взывать к Нему. Она не обращалась к какому-то чародею, к какому-то фокуснику, творящему чудеса. Она взывала к Нему в Его конкретном качестве, в каком-то смысле по Его собственному имени: Сын Давидов, Господь. И чем больше она взывает к Нему, тем ближе становится; чем больше она ищет, тем больше находит. Сначала Господь даже не говорит с ней, что является серьезным испытанием для ее веры. Он позволяет ей следовать за собой, ничего не отвечая, а когда отвечает, то в резких выражениях. Очевидно, что здесь нет речи о расовых предрассудках. Христос говорил об идолопоклонстве и магии. Но мы видим, что вера хананеянки ничуть не поколебалась от такого сравнения. Она продолжает просить о милости и о Его вмешательстве в ее жизнь и жизнь ее дочери.

Что такое вопли хананеянки, если не молитва к Господу? Что такое ее стремление к Нему, если не поворотный момент в ее жизни, когда она обращается к Его Слову? Ее смирение, ее признание того факта, что да, она была недостойной собакой, просящей лишь несколько крошек в качестве благословения, лишь то, что осталось от стола хозяев, - что это, если не покаяние и исповедь? И последний ответ Господа - это не что иное, как Его открытые объятия, Божье согласие перед лицом непоколебимой веры.

Сегодняшнее Евангелие не просто рассказывает нам о чуде, совершенном Господом. Оно открывает нам путь к Господу, единственный способ, с помощью которого мы можем избежать ловушек идолов этого мира и со слезами на глазах броситься в объятия нашего Отца. Он показывает нам, как действует Отец, чтобы открыть нам путь возвращения к Нему, не лишая нас свободы. Перед нами предстает лицо нашего Спасителя. Он показывает нам, как мы должны открыть свои души для Его чудесной милости. Иными словами, она представляет нам праздник нашего спасения, она представляет Церковь.

Церковь - это мистическое место, где мы все встречаемся.
Здесь Господь, ангелы, святые и верующие. И здесь же, притягивая нас к себе с великой любовью, находится Владычица этого дома - Божия Матерь.

Богородица долго трудилась, чтобы Бог открыл Свои объятия хананеянке и всем нам. Мария была не просто благочестивой девушкой, которая пассивно участвовала в нашем спасении, принимая волю Божию, когда разговаривала с ангелом. Это не то же самое, как если бы Бог взял землю и создал человечество, а мы сами ничего не сделали. Мария приняла активное участие в Божьем замысле, она трудилась, чтобы принести Богу все те элементы, которые требовал Его милосердный замысел, чтобы Он мог принять плоть и искупить нас.

Святой отец Церкви Николаос Кавасилас объясняет, что это были за элементы: Непорочное поведение, чистая жизнь, отвержение всякого зла, исполнение всех добродетелей, душа чище света, тело духовное во всем.... Как мы поем на утрени накануне Благовещения: Возлюбил Христос красоту Твою, Пречистая Дева, и вселился в утробу Твою... чтобы род человеческий спасся....

Принимая активное участие в милосердном замысле Бога, Мария сама говорит в пророческом духе: Ибо вот, отныне все роды будут называть меня блаженной. И действительно, в том же году Елизавета, исполненная Духа Святого, так и поступила: Благословенна ты между женами и благословен плод чрева твоего... И блаженна та, которая веровала, что исполнится реченное ей от Господа. Мы не можем войти в православный храм, не встретившись с иконой Богоматери, приобщающей нас к тайне нашего спасения. Мы не можем молиться, не можем думать о Церкви, не обращаясь к Ней, Которую благодать Божия и Ее собственное совершенное сообразование с Его волей сделали Пресвятой Богородицей и Матерью Церкви.

Святитель Иоанн Златоуст называет Богоматерь гордостью рода человеческого, входом в нашу жизнь, проводником нашего спасения. О положении Божией Матери как Матери Христа и Церкви написано немало страниц. Отцы Церкви написали несравненно более замечательные, вдохновенные тексты, объясняющие достижения Марии и восхваляющие Ее величественную личность.

И мы также знаем, что все православные христиане хранят ее образ в своем сердце. В потаенных глубинах души простых, безымянных людей, ускользающих от паутины истории, но не от взора Божия, всегда горит свеча для Богоматери. И чем больше сгущается мрак, чем ожесточеннее становятся мучения, тем больше мы спешим спрятаться в ее объятиях, чтобы слезы текли по ее коленям. Мы бежим к Ней, как к Матери, ожидая почувствовать Ее руку, утирающую слезы, дающую нам силы и успокаивающую наши неспокойные души.