— Миша, пойдём одеваться, сейчас твой папа к тебе приедет, пойдём гулять.
— Какой папа?
— Ну как какой? Твой папа.
Мишаня на всякий случай продолжает уточнять:
— Не дедушка?
Теперь понятно) Я своего папу, конечно, именно так и называю — поэтому Миша и переспрашивает.
А на самом деле это ещё одна моя рухнувшая мечта. Простая такая — чтобы мой ребёнок рос в полной семье.
Очень долго моя работа была непосредственно связана с детьми: вожатая в лагере, педагог в школах раннего развития, школьный репетитор. Видела кардинально разные семьи: от дружных семей с 7 детьми, до тех, где папа уходил от красавицы-жены и прекрасных дочек. Не скажу, что было много треша, но у меня именно тогда, в первые годы замужества зародилась эта мысль: я внутренне радовалась, что мой будущий ребёнок не будет знать, что такое расти без папы. Почему-то меня очень грело это понимание.
А потом, в тот вечер вдруг всё сломалось.
И кроме мечты о красивой и счастливой замужней жизни, не стало и ещё одной — о полной семье для ребёнка. Да, именно в таком порядке: сначала муж, потом папа, чётко это осознаю. Но вот осознают ли мужчины, что в этот момент происходит с их бывшими жёнами? Я очень сомневаюсь. А там — клубок чувств: обида, злость, непонимание, тревога, иногда беспомощность — и они настолько тесно переплетаются друг с другом, что ты как будто не видишь их границ.
Я росла с мамой и папой, как и большинство моих друзей. Да, во всех семьях были ссоры, недопонимания, но вот это какая-то стереотипная модель семьи засела в нас очень глубоко, и почему-то неполные семьи воспринимаются сразу с ноткой печали, а дети, которые в них растут, как будто бы многого недополучают.
С Мишаней в этом плане было достаточно просто. Перед тем как отправить его в детский сад, я проговорила, что туда будут ходить детки из разных семей: кто-то живёт с мамой и папой, у кого-то — как у нас с тобой — папа живёт отдельно, у кого-то в семье есть братья и сёстры, а кто-то — как ты — один любимый ребёнок. На самом деле, эта аналогия с разным количеством детей здесь отлично подходила и была понятна ребёнку, а мне было легко об этом говорить. К почти трём годам сына мне уже было легко.
Дети вообще очень восприимчивы к любым словам взрослых. Для них намного важнее не то, что они слышат, — а каким тоном, с каким настроением и посылом мы говорим.
Спокойствие, непоколебимая уверенность в том, что говоришь, отсутствие всякого стеснения или недомолвок — вот основа. И тогда любые детские «почему» будут не страшны. Нотка сомнения в голосе, отведённый в сторону взгляд — дети поймают на раз-два. И потом точно не отстанут с неудобными вопросами или, ещё хуже, уйдут, не задав эти вопросы, думать над ними самостоятельно.
Так что моя природная честность и не очень богатая фантазия здесь только в плюс. Моему сыну точно не придётся слушать сказки про бычка — а хорошо это или плохо, мы узнаем намного позже) Будет что принести на сессию с психологом 🤪
Думается, что все самые интересные вопросы от сына у меня ещё впереди, так что он тоже когда-нибудь узнает, почему его родители разошлись именно в тот, а не иной момент. Здесь же, в своём дневнике, напишу об этом гораздо раньше, чем об этом спросит Мишаня)
Поделитесь, как говорили с детками на серьёзные темы? И были ли у вас такие стереотипы о неполных семьях?