Последний праздник - Принятие Господне - отмечается ровно через сорок дней после Рождества Христова. Название праздника в греческом языке происходит от глагола, означающего выходить, встречать, приветствовать кого-либо (отсюда и изображение Симеона на иконах в виде стоящего у двери или за дверью). Что касается установления празднования 2 февраля, то это было решено в VI веке, во времена императора Юстиниана. Он был установлен на этот день потому, что это сороковая годовщина после рождения Христа, которое, как было решено в IV веке, должно было отмечаться 25 декабря.
Наше приложение:
Сведения о событии Принятия Господня мы черпаем из Евангелия от Луки. В повествовании 2-й главы этого Евангелия евангелист упоминает две принципиально важные детали: а) обрезание Иисуса Христа ровно через восемь дней после Его рождения (Лк. 2, 21) и б) вход Богомладенца в Иерусалимский храм через 40 дней после Его рождения, как того требовал ритуал, содержащийся в Моисеевом законе (Лк. 2, 22-39).
События, о которых повествует святитель Лука в своем Евангелии, не случайны, не происходят по личному указанию какого-то человека, а соответствуют определенному ритуалу, который описан в основном в книге Левит, третьей в ряду исторических книг Ветхого Завета.
Согласно книге Левит, женщина, забеременевшая и родившая ребенка мужского пола, была нечиста до восьмого дня после родов - дня, когда должно было состояться обрезание. Затем она оставалась нечистой до сорокового дня после родов, когда она очищалась от своей крови. До этого момента ей запрещалось прикасаться к чему-либо священному и входить в храм до истечения срока очищения. Если же женщина рожала дочь, то число дней ее очищения составляло 80 (Лев. 12, 1-5). С одной стороны, этот отрывок из книги Левит предписывает, что должна соблюдать женщина в период лежания в постели, а с другой - дает понять, что каким бы суровым ни был Закон по отношению к ней, он одновременно защищал ее от болезней и заставлял отдыхать, чтобы восстановиться после родовых мук.
Далее Левит упоминает о церемониях, которые происходят во время очищения. В нем говорится, что по истечении положенного количества дней должны быть принесены в жертву Господу необходимые животные без порока для очищения женщины (Лев. 12, 6-8). Вопреки мнению многих и разных людей, эти жертвоприношения не имели абсолютно никакого магического смысла. Их целью было восстановление отношений между женщиной и Богом в том, что касается [ее возможности войти] в священное место.
Естественно, что этот обряд вряд ли можно отделить от всего остального ветхозаветного Закона. Напротив, он неразрывно связан с повелением Господа о принесении в жертву первенца, содержащимся в повествовании книги Исход. В этой книге Бог дает Моисею заповедь о том, что каждый израильтянин должен посвятить Богу каждого первенца мужского пола, человека или животное (Исх. 13, 1-2).
Это посвящение требовалось Богом в знак благодарности и признания израильского народа Богу, искупившему Его народ от рабства в Египте. Это было также напоминанием о том, как ангел смерти обошел первенцев израильтян, но уничтожил первенцев египтян. Что касается принесения в жертву первенцев животных, то Закон Моисея четко определяет различие между чистыми и нечистыми видами. Первенцы ослов не пригодны для жертвоприношения, поэтому их заменяли оговоренной денежной суммой. Такой же денежный обмен был и для людей, поскольку Бог не принимал человеческих жертв. Кирилл Александрийский отмечает, что Тот, Кто создал все в нетлении, не желал человеческих жертв. Поэтому в тринадцатой главе книги Исход, где речь идет о жертвоприношении первенца, говорится: Всякое [потомство], разверзающее чрево, мужеского пола, посвящай Господу. Всякое открывающее чрево из стада или из скота вашего, сколько родится у вас, мужеского пола освятите Господу. Всякого [приплода], разверзающего чрево осла, меняйте на овцу; а если не поменяете, то выкупите его. Всякого первенца одного из сыновей твоих выкупай. (Исх.13, 12-13).
Таким образом, божественный младенец также был принесен в жертву Богу как первенец Девы, как и другие в прошлом израильского народа. Судья и пророк, Самуил, Иаков и другие ветхозаветные личности открывали бесплодные утробы святых женщин, и их плоды приносились в жертву Господу, а также объявлялись святыми от Господа.