Мои возлюбленные христиане,
Святость - это отличительная черта и обязанность христиан. Христианин - это святой человек. А святой - это значит чистый, непорочный, искренний и светлый душой и телом, то есть в мировоззрении и чувствах, в словах и поступках, в желаниях и стремлениях, во взаимодействиях и отношениях. Каждый день христиане, произнося Отче наш, вспоминают о своей обязанности быть святыми, потому что те, кто хочет быть детьми Божьими, не должны забывать, что Бог не хочет, чтобы его дети были нераскаянными грешниками.
Наше приложение:
Давайте послушаем сегодняшнее чтение Послания, в котором святой Павел говорит о святости в связи с Божьими обетованиями. Братья, вы храм Бога живого; как сказал Бог: Я буду жить в них и переселюсь к ним, и буду их Богом, а они будут Моим народом. Итак выйдите от них и отделитесь от них, говорит Господь, и не прикасайтесь ни к чему нечистому; тогда Я приму вас, и буду вам отцом, и вы будете Моими сынами и дочерьми, говорит Господь Всемогущий. Так как мы имеем эти обетования, возлюбленные, давайте очистим себя от всякого осквернения тела и духа и будем исполнять святость в страхе Божием.
Мои возлюбленные братья и сестры, Церковь чтит святых, то есть тех, кто отличился своей верой и чистотой жизни. Ежегодно Церковь празднует память святых, просит их молитв и заступничества перед Богом и представляет их перед нашими глазами как живые примеры веры и добродетели. Праздники и память святых - это прекрасная возможность для нас осознать преемственность и единство Церкви, как здесь, так и на небе, в прошлые времена и сегодня, чтобы мы могли учиться в школе практического применения евангельского учения. Жизнь и опыт святых - это руководство и для нас, чтобы стать святыми, и в то же время подтверждение того, что Евангелие не является невыполнимым, а святость - недостижимой. Святые, которых почитает Церковь, - это не просто пример для подражания: как пишет сегодня святой Павел, они - храмы Бога живого. А по учению святителя Василия Великого, они - одушевленные образы Бога.
И если вы хотите увидеть, что говорит Священное Писание, т.е. что мы созданы по образу и подобию Божию, то вы это сделаете в святцах Церкви. Но, хотя Церковь и держит нас рядом со святыми, посвящая каждый день в году памяти одного или нескольких из них, чтобы мы освящали свою жизнь и помнили о своем долге, у нас, наверное, остается ощущение, что святость для нас далека, что это подвиг, который совершался в прежние времена, и что число святых теперь фиксировано, со времен мучеников и подвижников ушедшей эпохи. То есть святость, по нашему представлению, - это как те старинные предметы, которые вы видите, изучаете, которыми любуетесь в различных музеях.
Но святость, друзья мои христиане, - это не предмет искусства в музее: это сегодняшний день Церкви, это отличительная черта и обязанность верующих в любую эпоху. Это Церковь не только единая, кафолическая и апостольская, но и святая. Мы верим и исповедуем святую Церковь во все времена, в прошлом и настоящем, во всех местах, на небе и на земле. Беспокоит ли вас обилие греха в мире? Вас не шокирует, что вы видите недостатки, очень большие, среди верующих и даже среди пастырей Церкви? Не судите по внешним признакам и не позволяйте себя обмануть: среди нас сегодня много святых, даже если мы их не видим, - мучеников и блаженных, которые трудятся над святостью. Потому что святость никогда не существует на земле в своем совершенном виде, ибо нет предела и конца духовному и нравственному завершению [совершенству] святых. Когда Павел говорит об исполнении (epitelountes) святости, он имеет в виду, что мы становимся святее день ото дня. Святость не имеет конца и финиша, это путь вперед к завершению, путь грешников по дороге к спасению.
Вот почему, празднуя память мученика, Церковь говорит: Кончился (teleioutai) от меча, а празднуя память блаженного подвижника - Кончился с миром. Это закончил не означает, что святой достиг конца (telos) своей земной жизни, а означает, что он достиг определенной степени завершенности (teleiosis) в своем пути духовно-нравственной жизни*. Но когда святой Павел говорит исполняя святость, мои братья и сестры, он добавляет в страхе Божием. Святой Петр говорит о том же в одном из своих посланий: живите в благоговейном страхе во время изгнания вашего [Петр 1, 1,17]. Они хотят сказать, что святость может быть достигнута только через страх Божий. Ведь, как учит святитель Василий Великий, грех происходит от отсутствия страха Божия. А когда нет страха Божия, то не может быть ни святости, ни добродетели, и беспринципные люди не знают ни границ своим греховным желаниям, ни пределов своим преступным действиям. Именно поэтому в Священном Писании сказано: Начало премудрости - страх Господень; основа благоговения и добродетели, то есть святости, - страх Господень. Отличительная черта святых - страх; все святые имеют глубоко укорененный в себе страх Божий. Страх, конечно, не является благородным чувством, за исключением тех случаев, когда это страх перед Богом. Страх перед Богом избавляет нас от всех других страхов; тем, кто боится Бога, больше нечего бояться. Но люди не боятся Бога, и поэтому их одолевают многие другие страхи. Это не страх святости, а страх греха.
Страх, исходящий от святости, идет впереди нас и удерживает нас, чтобы мы не упали и не согрешили. Страх греха следует за нами и приходит после того, как мы нарушили Божий закон. Это наказание, чувство вины и ожидание грядущего справедливого наказания. Святой Иоанн Богослов говорит, что страх подразумевает ад. Это страх перед грехом. Иными словами, это страх перед справедливым наказанием, которое нас ожидает; мы боимся и стыдимся, как и первообразованные в раю после своего непослушания. Но даже этот страх может быть полезен, если он ведет к покаянию. Но что можно сказать о тех, кто вышел за пределы страха? О тех, кто не боится ни до, ни после? Это ожесточенные люди, их сердце стало каменным. Но есть и другие, которые слышат слова евангелиста о том, что в любви нет страха и что совершенная любовь изгоняет страх. Другими словами, если вы любите, то не будете бояться, потому что настоящая любовь изгоняет страх. Они слышат эти слова евангелиста и думают, что они могут изгнать страх перед Богом, потому что у них, якобы, есть любовь. Но никто, мои друзья-христиане, не достигнет любви, если не начнет со страха. Не страха перед чем-либо и чем угодно, а страха перед Богом. Любовь - это святость, т.е. добродетель святых. Но никто не преуспевает в святости и не достигает совершенной любви, если не имеет в себе страха Божия. Святой Павел говорит об этом ясно и не оставляет места для споров: Исполняйте святость в страхе Божием.
Мои возлюбленные христиане,
Святость - это не просто человеческое достижение, это плод Святого Духа, который произрастает на древе страха Божия, укорененном в глебе веры. Веруйте и бойтесь Бога, и Он даст вам силы быть святым. Там, где нет страха Божия, люди не исполняют святости, не преуспевают в добродетели, не поднимаются по одной ступеньке лестницы своего завершения. Напротив, они оправдывают грех как нечто естественное, и вместо того, чтобы подниматься и становиться все более святыми, они падают и каждый день заканчивают более грешным, чем предыдущий. Поскольку у них нет страха Божьего, они нераскаянны, а раз нет покаяния, то нет и Божественной благодати. Если вы не раскаиваетесь, вы закрываете дверь для Божественной благодати. Святость искупительна, потому что никто не спасется, если не будет свят. Так давайте же и мы будем иметь страх Божий, чтобы исполнить святость и обрести спасение со всеми святыми. Аминь.