Контраст в образе притчи разителен. Два человека взошли в святилище помолиться. Один из них был фарисей, а другой мытарь. В первой сцене притчи описывается отношение фарисея к молитве, а также содержание его молитвы.
Наше приложение:
В своей молитве фарисей вступает в поразительное сравнение себя с другими людьми. Он благодарит Бога за то, что он не такой, как остальные, не такой, как вымогатели, не такой, как прелюбодеи, и даже не такой, как мытарь. Иными словами, он проводит линию разграничения между собой, который, по его мнению, по праву находится в Храме, тогда как остальные - вне его, потому что они грешники.
Образ мытаря и его молитва создают другой климат и вызывают другие чувства. Он стоял вдали, опустив глаза, бил себя в грудь и просил Бога о милости. Его молитва была молитвой покаяния. У мытаря не было никаких дел добродетели, чтобы получить оправдание, но он раскрыл, обнажил и исповедал свою греховность перед Богом, прося о милости. Он не протестует против того, что его отвергают другие люди. Его интересует праведный суд Божий. Святой Нил советует нам не просить в молитве очищения от страстей, освобождения от неведения и забвения, избавления от всякой страсти и оставления Богом. Мы должны просить только о справедливости и Царстве Божием, то есть о добродетели и духовном знании, а все остальное приложится нам.
Дилемма
Перед слушателями притчи стоит серьезная дилемма. Фарисей - идеальная религиозная модель, соблюдающая положения Закона и традиции. Мытарь - грешник и просит у Бога милости, раскаиваясь. Примет ли Бог их обоих или только одного, и если одного, то какого? Слова Христа ясны: Сказываю вам, что сей человек пошел в дом свой оправданным, нежели другой. Здесь Христос перевернул представление людей об оправдании и показал, что Бог принимает тех, кто кается и смиренно ищет Его милости. Полное осознание своей нищеты - основа духовного прогресса. Онтологическое признание нашей греховности - источник энергии для молитвы и прочное основание для духовности.
Способы покаяния
Мы должны понять, что наше спасение и оправдание - это дар Божий, а не плод наших дел. Никакая справедливая награда не может обеспечить нам Царство Божие, только Его любовь и доброта.
Святитель Иоанн Златоуст глубоко вникает в суть молитвы мытаря и говорит о том, что существует пять способов покаяния.
Первый - осознание своих грехов и исповедание их.
Второй - скорбь о них.
Третий - смирение.
Четвертый - милостыня, царица добродетелей.
Наконец, пятый способ покаяния - это молитва.
Но молитва должна выражать все вышеперечисленные способы: осознание и исповедание своих грехов, скорбь о них, смирение и милостыню, потому что только в этом случае она эффективна и существенна.
Не будем молиться, как фарисей.
Теперь, после открытия Триоди, Церковь призывает нас не молиться, как фарисей, т.е. с гордостью за свои дела, а искать у Бога благодати спасения, признавая и исповедуя свое недостоинство. Евагрий советует нам молиться со страхом, с болью, внимательно, размышляя, бдительно и с радостью. Корень всех зол - гордыня. В ней кроется смерть и тьма.
Святое смирение неизъяснимым образом возвышает нас над всем сотворенным и сохраняет в нашей жизни благодать Божию. Вспомним мудрое предупреждение: Дьявол не ест и не пьет, поэтому теоретически он самый великий аскет, но от этого он не становится менее злым... Смирение - единственное оружие, которое побеждает дьявола, это необходимое условие спасения, мистическая божественная сила, которая заключает все в себе. Где расцветает смирение, там течет слава Божия, там око растения души распускается в неувядаемый цветок (преподобный Исаак Сирин).
Да благословит нас Господь, чтобы мы смиренно охраняли каждую свою мысль и таким образом приходили к познанию вечной истины.