3. Трагический опыт жизни в далекой стране.
Несмотря на причины отъезда и независимо от них, жизнь в далекой от родины стране имеет и свой трагический аспект. Это горький опыт, часто с ужасными последствиями. Не столько растрата родительской субстанции, сколько опыт юношеской расточительности может сломать жизнь.
Наше приложение:
Неправильный выбор, личные ошибки - все это опыт, который углубляет нашу жизнь и делает нас мудрее, если он ведет к покаянию и возвращению. Но если мы упорно продолжаем жить в стране далече, то негативные последствия могут быть стремительными и катастрофическими. Изображение младшего сына в стране блуда ужасно. Он расточил все свое имущество на беспорядочную жизнь и в результате подверг свою жизнь опасности во время сильного голода, постигшего страну. Изгнание на чужбину означало не обогащение, а голод в самом грубом, буквальном смысле этого слова. Он прожил непродуктивную жизнь. Он потерял статус и имя, которыми когда-то пользовался. Он был лишен всего и превратился в свинопаса. Став наследником богатого отца, он теперь хотел быть лишь самым ничтожным из наемных рабочих своего отца. Голый, больной, разбитый и презираемый, в далекой стране он оплакивал свои неудачи и блуд. Другого выхода не было: либо он возвращался, либо его ждала верная смерть.
Притча заканчивается его возвращением. Слово Божие никогда не бывает отрицательным. Всегда, в экзистенциальных и исторических тупиках, есть луч отеческой любви. Это та константа, которая присутствует и в притче. Отсюда начинается выход. Она пронзает суровый опыт блуда и указывает на необходимость возвращения, как вызов и приглашение. Мы никогда не сможем представить себе Одиссея, патологически застрявшего в своих исторических странствиях. Одиссей подтверждается его возвращением на Итаку, где он теперь может дать отпор ухажерам своей жены и претендентам на его царство. Блудному человеку угрожает опасность для жизни, если он останется на чужбине и в чужой стране, если не вернется в отчий дом, в отцовские объятия.
В итоге притча оправдывает блудного сына. Старшего не хвалят за его отношение, а младшего - за его выбор. И это, действительно, религиозный камень преткновения. Награда, конечно, не за бунт или разгульную жизнь, а за покаяние и возвращение. Старший подвергается критике, но не за добросовестное отношение к своим обязанностям и верность семейным ценностям, а за черствость сердца и непонимание брата.
Именно поэтому притча читается в церкви в это время, в связи с Великим постом и пасхальными событиями, как приглашение к покаянию и возвращению, по примеру блудного сына. В конце концов, все мы в той или иной степени блудники, у каждого из нас были свои бунты и выходы, у каждого из нас есть опыт личного духовного приключения. Это само собой разумеющееся. Задача состоит в том, чтобы мы вернулись на свою Итаку и на свою родину.
Эпилог
На что нам следует обратить особое внимание в этой притче Господней, поскольку она не отбрасывается, а подкрепляется как суровая и нежелательная реальность, так это на то, что блудный сын - это не всегда ребенок из неполной семьи или из семьи низкого социального и экономического класса. Блудный сын - это не всегда ребенок с задворков общества или расточитель с плохой стороны города. Они могут быть выходцами из аристократических семей или отпрысками религиозных и добродетельных родителей. Так было и с блудным мальчиком из притчи. Было бы лицемерием с нашей стороны считать иначе. Наше общество плачет от подобных случаев. Буйная жизнь сегодня - явление скорее для высших слоев общества, чем для низших, где детям приходится много работать, чтобы выжить.
Еще один важный урок, который мы можем извлечь из этой притчи, заключается в том, что в конечном итоге интерес представляет не отступничество и не раскаяние блудного человека. Важное послание заключается в факте отцовской любви и возможности вернуться, поскольку дом семьи всегда открыт. Любое возвращение из страны блуда, из страны Египта и фараоновского порабощения было бы бессмысленным, если бы не было возможности встретить отца в земле обетованной. Как когда-то Израиль вышел из Египта, прошел через приключения и искушения в пустыне, но достиг земли обетованной, так и теперь блудный сын находит дверь в семейный очаг открытой для себя. И это надо понимать всегда.
Есть и другая суровая реальность.
Возвращение не всегда и даже не всегда бывает желанным. Семейный очаг и объятия герметично закрыты, а расточительность встречает неприятие и отторжение. Нередко общества, особенно добродетельные, оказываются закрытыми. Но объятия отца в этой притче открыты. Он продолжает любить, надеяться, ждать. В этом суть и замечательная вещь в этой притче. Любовь и понимание отца - это постоянное приглашение вернуться. Любовь и милосердие Бога - это великие неоспоримые факты жизни. Сейчас необходимо наше собственное покаяние и возвращение.