Евангельская притча о блудном сыне через наглядное повествование раскрывает тайну человеческого беззакония и одновременно величие Божьего принятия и любви. В ней непревзойденным образом представлены человеческое падение и покаяние, отступничество и возвращение.
Наше приложение:
Наше бродяжничество в мире.
Младший сын ушел в дальнюю страну. Священный текст повествует о том, что блудный сын покинул свой дом и ушел в далекую, чужую страну. Символическая глубина этого образа очень важна. Как это ни странно, но наша жизнь в этом мире - это тоже уход, изгнание в чужую страну. Это происходит потому, что наше пребывание в этом мире переворачивает истину о Боге. Оно затуманивает наше мышление и подрывает духовную чувствительность. Оно переворачивает устоявшиеся ценности и критерии, с помощью которых мы взвешиваем мирские вещи и оцениваем жизненные приоритеты.
Мы живем в мире, который не в состоянии признать Бога своим Творцом и Спасителем и довериться Ему, о чем свидетельствует евангелист Иоанн Богослов: Он был в мире, и через Него создан мир, и мир не познал Его. Христос пришел в мир, который Он создал, но не был им познан. Течение нашей жизни становится изгнанием, когда мы воочию видим, что этот мир, созданный Богом, сдался и находится под властью властителя века сего. Мировоззрение мира расширяется и отделяется от мировоззрения Бога вертикальной разделительной линией, поскольку кто друг мира, тот враг Богу.
Люди сегодня живут в изгнании и отчуждены от Бога, поскольку расточают Его многочисленные дары блудно, без всяких условий и ограничений. Они живут так, как будто Бога нет, как будто Христос не пришел на землю, и тогда трагедия их изгнания становится еще более горькой. Стремясь вкусить и насладиться богатством жизни, приобрести и удержать многое, они обычно платят за это высокую цену.
Возвращение в дом Бога-Отца
Дом отца - это образец и образ нашей истинной жизни и общения с Богом в Его Царстве. Учение Церкви и опыт святых подтверждают это как реальность. Они призывают нас вернуться из тупика блудного изгнания. Евангельская притча и песнопения переживаемого нами покаянного периода помогают нам вернуться к своему духовному состоянию через эту перспективу: Он пришел к себе (Лк. 15, 7).
Когда мы находим свое истинное я, мы вновь обретаем путь к возвращению и воссоединению с Богом. Тогда покаяние становится глубоко пережитым, духовным опытом Божьей благодати, исцеляющей нас от греховной болезни. Тогда наша борьба приобретает иной смысл и динамику. Это значит, что даже если наши промахи и слабости часты, они уже не повергают нас в отчаяние. Даже если наши страсти и ошибки велики и тяжко испытывают нас, они больше не ужасают нас. Какими бы тяжелыми ни были наши упреки, они больше не терзают нашу душу. Постоянное чувство вины, депрессия, страх, тревога, уязвленное самолюбие из-за совершенных грехов и ошибок - это одно, а внутреннее раскаяние, смирение, сопровождаемое духовным покоем, - совсем другое. Этот мир проистекает из любви и благодати Бога, Который принимает нас и ждет, когда мы победим свою греховность.
Дорогие мои братья и сестры, если мы чувствуем себя экзистенциально счастливыми, нам комфортно и спокойно в этом мире, то зачем нам стремиться обрести счастье, которого мы не понимаем, которое мы не знаем, что потеряли, зачем нам вообще чувствовать, что мы чего-то лишены? Если мы не чувствуем себя изгнанными и отчужденными от общения с Богом, то зачем вообще стремиться к этому и куда, собственно, возвращаться? Может быть, стоит тосковать по утраченной радости на противоположном берегу реальной жизни, чтобы испытать и исповедовать то, что сказал один православный монах: Верую в Тебя, Господи, потому что вне Тебя для меня ничего нет. Аминь.