Найти тему

Суббота душ

Несмотря на то, что каждая суббота посвящена святым мученикам и усопшим верным Церкви, хорошо известно, что существуют две особые душеполезные субботы: одна - накануне воскресенья Мясопустной недели, другая - накануне святой Пятидесятницы. Поэтому в синаксарях мы читаем: В этот же день благочестивейшие отцы установили поминовение всех благочестивых усопших во все века в надежде на воскресение жизни вечной.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души

Для Церкви усопшие не являются частью мира, который закончился и ушел. Многие люди, вычеркнув из своей жизни Бога и Христа, считают, что их существование заключено в удушающие рамки этого мира. Ушедшие составляют органическую часть Церкви, то есть часть тела Христова, потому что смерть - это не портал, ведущий в небытие, а ворота, ведущие прямо в объятия Христа. И как мы, верующие, живем в этих объятиях в этом мире, так это еще более верно в момент нашей смерти и после нее. Святой Павел прямо говорит нам об этом, опираясь, конечно же, на воскресение самого Господа Иисуса Христа: Живем ли мы или умираем, принадлежим ли мы Господу.

И это очевидно: как Всемогущий, как Творец, как Распорядитель и Владыка всего мира, как тот, от кого и через кого и в ком все сотворено, Господь дает нам возможность жить не только здесь, в этом мире, душой и телом, но и после смерти, как душам. И тем более после Второго пришествия, когда Он воскресит наши тела и воссоединит их с нашими душами, чтобы мы жили, завершенные, в Его присутствии, либо положительно (в раю), либо, к сожалению, отрицательно (в аду). Иными словами, то, что жизнь существует и реальна, обусловлено ее источником, которым является сам Бог: Я есмь Сущий; Ибо с Тобою источник света; Я есмь путь, истина и жизнь. Господь - Бог живых и усопших.

И вот этих усопших, особенно уснувших в вере, мы и вспоминаем по субботам, особенно по субботам душеполезным, как сегодня, с целью, с одной стороны, помолиться об их упокоении во Христе, потому что как люди они, возможно, не завершили своего покаяния; и, с другой стороны, просить о том, чтобы те, кто окажется на том свете, углубили наше покаяние, чтобы мы, гранича со смертью, осознали, что настоящая жизнь - это та, которая имеет вечную природу, а не та, которая просто разжигает наши страсти, особенно эгоизм и его отростки. Чтобы мы направили свои сердца и мысли на заповедь Господа: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все [все необходимое для жизни] приложится вам.

И мы должны подчеркнуть, что обе эти вещи - молитва за усопших и призыв к истинному покаянию - не просто дополнительные ситуации в том смысле, что мы можем делать одну из них, но, скорее, они являются способом делать обе. Это происходит потому, что одно является необходимым условием для другого. Покаяние означает изменение ума, изменение позиции по отношению к вещам, изменение жизни, возвращение к Богу, пребывание в Его святой воле и любви. Согласно моей аналогии с покаянием, это также означает, что я правильно люблю Бога и других людей. Другими людьми являются все люди, где бы они ни находились на земле и как бы далеко ни были во времени. Не будем забывать, что, согласно нашей вере, христиане - это подражатели Христу, созданные по Его образу и подобию, и что перспектива Христа охватывает все человечество, в каком бы месте и времени оно ни находилось. Это означает, что все кающиеся христиане относятся к другим людям, в каком бы месте и времени они ни находились, как к включенным в их собственное существование, как к органической части их самих. Поэтому молитва за усопших - это не просто состояние заступничества, а данная реальность в нашем сознании, обязанность, без которой мы не справляемся с верой: Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Итак, помня о смерти, Церковь призывает нас к покаянию, к необъятности своего опыта во Христе, к реальной жизни на основе заповедей Божиих. Потому что, увы, слишком легко в этом мире, в котором мы оказались, сойти с пути Христова и привязаться к своим страстям, плениться удовольствиями плотского мира. Среди многих гимнов есть один, в котором очень точно представлено отбрасывание обмана чувств и открытие глаз на истинную реальность Бога.

Все, кто предан этой жизни, подойдите и в изумлении припадите к гробам. Где теперь красота тела и слава богатства? Где надменность жизни? Воистину, все тщетно. Поэтому возопием к Спасителю: По великой милости Твоей дай покой тем, кого Ты отнял от преходящего. [Lauds, Matins в субботу перед Пятидесятницей, кантик 2].

Это относится ко всем нам, кто не находится на нормальном уровне истинных детей: мы должны быть преданы Господу из-за любви к Нему. Часто, может быть, постоянно, привязанные к житейским заботам, захваченные своими страстями, мы забываем о самом главном для нашего спасения: о вечной жизни как живых отношениях с Богом. И тогда наступает наше соприкосновение с могилами, с днем, который напоминает нам, что все, что мы делаем и к чему стремимся в этой жизни, если это не благословлено Христом, бессмысленно: красота, богатство, должности и посты. Как необходимо помнить слова Священного Писания, сказанные еще в Ветхом Завете: Суета сует, все суета. И Помните последние дни ваши, и вы никогда не согрешите. Если любовь к Богу не движет нами, то пусть хотя бы страх перед смертью заставит нас это сделать. Может быть, это и не лучшее, что мы можем сделать, но все же этого может оказаться достаточно для нашего спасения.