Найти тему

Плач Адама

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души


a) Доминирующей темой в песнопениях Сырного воскресенья является Плач Адама, поскольку в этот день мы храним память об изгнании Адама-первосозданного из рая наслаждения.

В раю Адам, отец всего мира, познал сладость Божественной любви. Поэтому, когда он был изгнан за свой грех, покинутый Божией любовью, он горько скорбел и глубоко вздыхал, как рассказывает святой Силуан Афонит.

б) Согласно библейской и патристической традиции, до грехопадения Адам приобщался к славе Божией. Он был наделен даром пророческого видения. Он пророчески созерцал все творение. Он называл все вещи в соответствии с их свойствами. Ему были даны духовные дары, которых он лишился в результате своего непослушания. Он обнаружил себя обнаженным и осознал свое уродство. Его охватил страх перед адом, и его мировоззрение стало земным и нечестивым.

в) Перед тем как совершить акт непослушания, Бог предупредил о сопутствующих ему несчастьях. Это предупреждение, видимо, было своего рода угрозой, как учит святитель Григорий Палама, и далее он говорит, что у наших прародителей была возможность избежать падения тремя способами: любя Бога, зная Его или боясь Его всемогущества. Принятие смертоносного совета дьявола, незнание и непонимание Творца, а также потеря страха перед Богом привели к акту непослушания.

г) Последствия проступка Адама имели решающее значение для всего рода человеческого. Разорвав связь с Богом, мы теперь растем в страстях и привыкаем к греховной жизни. Ум омрачается, страсти растут. Мотивом к исполнению Божественных заповедей становится не любовь к Богу, а страх перед наказанием.


Святитель Григорий Палама говорит, что многие обвиняют Адама в том, что он отступил от Божественного повеления и принес в мир тление и смерть. Но мы не можем осуждать его слишком строго, потому что он не имел опыта смертоносной природы непослушания. Христиане же, избравшие тот же путь, что и он, хотя и прекрасно знающие о последствиях своего проступка, несут гораздо более тяжкое бремя ответственности.

д) Итак, хотя христиане знают, что возмездие за грех - смерть (Рим. 6, 23), они решили пойти по пути Адама. Это проявляется как в нашей личной, так и в общественной жизни. Во всех наших бедах виноват кто-то другой, и мы осуждаем его как продажного, хищного, вероломного и коварного. Ответственность перекладывается на безличные институты и, в конце концов, на Бога. Среди людей, которым постоянно льстят духовно имбецильные лидеры, нет ни малейшего осознания того, что каждый из нас в меру своих сил несет ответственность как за упадок, так и за прогресс общества. Мы дошли до трагической точки, когда изгнали из своей жизни Распятую Любовь. Мы осиротели и жалуемся, что другие люди убили нашего отца.

г) Все это написано с болью, но и с проблеском надежды, которая основана на литургических текстах и песнопениях Сырного воскресенья. Потому что сетования ветхого Адама были преобразованы в невыразимую радость Христом, новым Адамом, Который взял на Свои плечи бремя отчужденного человечества, указав путь к Кресту и Воскресению. Вместо того чтобы сокрушаться о своей участи в многогранном кризисе и сетовать, как совы на пустыре (Пс. 101, 7. сент.), давайте все примем на себя ответственность и покаемся перед Богом и другими людьми. Может быть, общество и не превратится в рай, но, по крайней мере, не превратится в ад.