Найти тему

Воскресенье Православия

В первое воскресенье Великого поста мы празднуем Воскресенье Православия, то есть праздник восстановления святых икон, когда Церковь вновь, по милости Божией, победила ересь иконоборцев и с точностью сохранила веру и предание святых отцов Церкви, как оно сохранялось на протяжении веков.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души

Эта вера имеет своим результатом исцеление человечества, наше спасение и обожествление. Почитание святых икон - это доказательство того, что мы исповедуем, что Бог стал описуемой личностью, что Слово Божие действительно воплотилось и стало человеком, а люди действительно стали детьми Божиими и сосудами Святого Духа, храмами Божиими и членами Христовыми. Мы почитаем святые иконы святых и их святые мощи, потому что в них обитал Бог. Поэтому мы празднуем обретение святых икон и имеем благословенный обычай нести их крестным ходом, чтить и обнимать иконы Христа и Богоматери и святых Церкви.

И поскольку наша тема - иконы, давайте вспомним икону par excellence, икону Бога, человека. Первым, кто создал икону или образ - образ Самого Себя, был Бог. И эта икона - человеческая личность. Бог сказал: Сотворим человека по образу и подобию нашему, и действительно, человеческая личность стала иконой Триединого Бога, иконой невидимого Бога. Мы можем видеть этот образ Бога. Человеческая личность - самое прекрасное и милое из творений Бога. Если бы Бог захотел создать что-то лучшее, Он бы это сделал. Его образ, человеческая личность, - это лучшее, что Он создал. Но эта прекраснейшая икона Божия, заключавшая в себе все дары, которые Бог дал ей при ее создании, к сожалению, была разбита, сломана, потому что дьявол смог ее разбить.

Иконоборчество не было явлением VII века. Она началась с первого появления человека. Дьявол развязал войну против иконы Божией, против человеческой личности и сумел разбить ее, заставить ее впасть в смерть, в грех, исказить этот прекрасный образ до такой степени, что он уже не свидетельствовал о красоте Божией, а стал чем-то безобразным, полным страстей и грехов. Но Бог не хотел, чтобы Его образ томился в страданиях, не хотел, чтобы Его икона, которую Он создал с такой любовью и заботой, была потеряна в запустении грехопадения и греха. И тогда Он Сам стал человеком и образцом нашего спасения. А чтобы помочь нам вновь обрести красоту и красоту нашего творения, вышедшего из Его рук, Он создал Церковь, через которую, прежде всего, дарует благодать Святого Духа. Задача Святого Духа - обновление нашей испорченной природы и наше возрождение. Это возрождение происходит благодаря двум факторам. Первый - это благодать Святого Духа, а второй - свобода человека. Вот как Бог переделывает нас. Прежде всего, через таинство Святого Духа. Когда мы крестимся, совершается великое таинство нашего преображения: мы сбрасываем с себя старого человека и облекаемся во Христа, нового человека. После этого силой Святого Духа, которая дается нам через крещение, мы заряжаемся энергией и получаем силу, чтобы дары, данные нам через крещение и христианизацию, могли быть приведены в действие и приносить духовные плоды, прославлять и освящать нас.

Со стороны Бога все совершено совершенно и подобающим Ему образом. Бог совершил наше спасение и выполнил Свою задачу; теперь от нас зависит, как мы сделаем эти дары своими. Люди, крещенные во имя Святой Троицы, в Церкви и через Церковь, помазанные Святым Духом, - это возрожденные во Христе личности, которые теперь могут двигаться вперед и активизировать в себе те дары, которые Бог им дал. Итак, все мы крещены благодатью Божией. При этом не имеет значения, являемся ли мы младенцами на момент крещения, поскольку крещение - это не результат нашей собственной воли и нашего собственного разумения, а результат и действие Святого Духа. То, что происходит после крещения, требует нашего сотрудничества и согласия. В момент крещения нет такого дара, который не был бы дан нам Богом. Он полностью возрождает человека, преображает его и действительно облекает его во Христа. И тогда мы начинаем борьбу, а поскольку Бог не действует по волшебству, не искореняет человеческую свободу, то для этого и нужна наша собственная свобода - работать с благодатью Божией.

Духовная борьба, в которую мы вступаем с момента осознания себя в процессе жизни, как раз и заключается в том, как активизировать те дары, которые мы получили при крещении и которые, конечно же, есть у нас от сотворения. Именно потому, что мы изранены и находимся в плену греха, нам необходимо крещение и именно поэтому Христос был непреклонен: всякий верующий и крестящийся спасется, потому что крещение необходимо вместе с верой для нашего спасения, так как без них мы не можем возродиться.И тогда начинается борьба, борьба с иконоборчеством. Это борьба сатаны, греха нашего окружения, нас самих против образа Божия, против той иконы, которую мы носим в себе. Как дьяволу разрушить тот образ Божий, который мы имеем и по своей природе, и по крещению?

Грех - это то, что разрушает образ; это то, что оскверняет образ и омрачает его, что делает человека раздробленным и неспособным функционировать естественно, так, как создал нас Бог. Грех - это, по сути, плен, он направлен прямо на нашу свободу и убивает ее, поэтому он оскорбляет и Бога, и человека. У людей, подверженных греху, нет свободы. В каждой точке, где мы побеждены грехом, мы становимся рабами греха. После этого любовь, которую мы имели, поскольку были созданы по образу и подобию Божию, и которая была направлена к Богу и через Бога к миру и творению, к нашим ближним, становится страстной любовью, идолопоклоннической и порочной. По отношению к творению она становится идолопоклонством, а по отношению к страстям - чувственностью, честолюбием и скупостью. Человек, который был так прекрасен, создан Богом и, главное, свободен, теперь становится рабом и пленником в этих узах.

Хотя мы крещены и запечатлены Святым Духом, хотя мы имеем внутри себя семена красоты Божьей, мы все равно должны сами сотрудничать, чтобы прорастить все эти семена.

Как же люди могут переделать этот образ Божий и увидеть великую красоту, которой они обладают от природы, от самого своего творения? Вот почему так важна эта духовная борьба со стороны Церкви, потому что мы знаем, что цель этой борьбы - восстановить икону Бога, которая была разбита. Особенно в этот период Церковь мобилизует все свои силы, чтобы помочь каждому из нас довести до конца свою борьбу и свою цель. У Церкви есть духовное оружие и лекарства, потому что она - духовная хирургия, она обладает оборудованием для избавления тела и души от болезней и знает, как вернуть людям здоровье. Так пост, молитва, бдение, милостыня, исповедь, участие в таинствах, Божественная Евхаристия, все, что предлагает Церковь, - это лекарства, уничтожающие зло.

Присутствие Бога в Церкви переделывает для нас наш образ, и мы действительно становимся такими, какими нас создал Бог, по образу и подобию. Это происходит, когда человек входит в царство благодати. И это удается тем, кто находит ключ к вхождению в Царство Небесное, тем, кто научился покаянию, кто смог изменить свой образ мыслей и смирился. Будем же держать перед собой эту икону Божию и бороться с иконоборчеством дьявола, желающего разрушить образ Божий, в который мы были облечены при Святом Крещении.