Найти тему

Корпорация МСП информирует ФАС России о нарушениях при размещении годовых отчетов по закупкам у субъектов МСП

Одними из наиболее латентных (то есть редко выявляемых) нарушений в сфере закупок по Закону № 223-ФЗ долгое время являлись нарушения, связанные с исполнением обязанности по выполнению норматива закупок у субъектов МСП. Несмотря на наличие негативного для заказчика последствия в виде перевода закупок на нормы Закона № 44-ФЗ для тех заказчиков, кто не выполнил этот норматив, неисполнение требований Закона № 223-ФЗ в части закупок у субъектов МСП было довольно распространенным явлением. При этом заказчики зачастую и вовсе не знали о появлении у себя с 01.01.2022 обязанности проводить закупки у субъектов МСП и продолжали весь 2023 год проводить закупки по Закону № 223-ФЗ в нарушение ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Так продолжалось до тех пор, пока Корпорация МСП не начала активно мониторить выполнение заказчиками своих новых обязанностей, извещая антимонопольные органы о выявленных нарушениях. Рассмотрим пример:

Постановление Красноярского УФАС России от 27.12.2023 о назначении административного наказания по делу № 024/04/7.32.3-3660/2023:

В ходе рассмотрения обращения АО «Корпорация «МСП», перенаправленного ФАС России (исх. № 28/55283/23 от 12.07.2023; вх. №14236-ЭП/23 от 13.07.2023), а также анализа информации, размещенной на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru, установлено, что МП «Горэлектросеть» размещен в ЕИС годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП за 2022 год за рамками установленного срока.

Так, в соответствии с частью 21 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП, размещается в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом. Вместе с тем, заказчиком сведения о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП, размещены в ЕИС только 21.02.2023.

Соответственно, размещение годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП за 2022 год 21.02.2023, то есть за пределами установленного законодателем срока, образует нарушение ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Разумеется, это не единичный случай. Подобные дела также встречаются и в других территориальных управлениях ФАС России:

1. Постановление Коми УФАС России  от 16.11.2023 о назначении административного наказания по делу № 011/04/7.32.3-914/2023 об административном правонарушении;
2. Постановление Мордовского УФАС России от 02.11.2023 о назначении административного наказания по делу № 013/04/7.32.3-663/2023 об административном правонарушении;
3. Постановление Нижегородского УФАС России от 01.12.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении 052/04/7.32.3-2650/2023;
4. Постановление Московского УФАС России от 19.10.2023 о назначении административного наказания по делу № 077/04/7.32.3-12019/2023 об административном правонарушении;
5. Постановление Ярославского УФАС России от 29.09.2023  о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 076/04/7.32.3-983/2023.

Гораздо меньше повезло заказчикам, чьи действия были квалифицированы по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ как непроведение закупок в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ:
Постановление Башкортостанского УФАС России от 03.10.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № TO 002/04/7.32.3-1916/2023:

Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства направлен перечень региональных заказчиков, которые по данным ЕИС на 02.02.2023 не выполнили требование Закона № 223-ФЗ (далее -Закон о закупках) об обязательном объеме закупок у субъектов МСП или о своевременном размещении в ЕИС годового отчета, в целях осуществления контроля за соблюдением такими заказчиками законодательства Российской Федерации о закупках. Из перечня следует, что по результатам проведенной Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства проверки в действиях ООО Санаторий "Ассы" установлены нарушения требований части 21 статьи 4 Закона о закупках.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 8.1 ст. 3 3акона о закупках в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный ч.21 ст. 4 настоящего Федерального закона, либо неразмещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части...

Согласно сведениям ЕИС в период с 01.02.2023 по 29.10.2023 юридическим лицом размещены закупки, проводимая в соответствии с требованиями Закона о закупках: №32312779611 №32312767760 №32312767610...№32312105041.

Учитывая изложенное, закупки должны были быть проведены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Таким образом, действия Заказчика по проведению закупок не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе нарушают положения части 8.1 статьи 3 Закона о закупках, образуя признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Вместе с тем множественность действий не свидетельствует о наличии отдельных правонарушений, поскольку волевой элемент рассматриваемого деяния выразился единожды в момент первоначального выбора неверного порядка осуществления закупки, а не исходил от субъекта ответственности каждый раз отдельным образом.

...назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Заказчикам из Башкортостана, пожалуй, повезло меньше всего, так как подобные штрафы успели получить десятки заказчиков.

При этом обращаем внимание читателей на то, что даже в случае квалификации действий заказчика по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, возможность замены штрафа на предупреждение, о которой мы рассказывали в
одном из материалов, по-прежнему остается. Убедиться в этом можно на примере Постановления Новосибирского УФАС России от 01.02.2024 № 054/04/7.32.3-89/2024 о назначении административного наказания.

В заключение отметим, что у Корпорации МСП имеются также и полномочия по обжалованию закупок заказчиков, закрепленные в ч. 12 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. И Корпорация МСП этими полномочиями периодически
пользуется.

-2

***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?

Заходите на специальную страницу нашего портала.

Еще больше практики закупок  в телеграм-каналевконтактедзен и ютуб-канале.