Найти тему

Многолетняя мерзлота или ничто не вечно

Многолетняя мерзлота – это часть криолитозоны, характеризующая отсутствием периодического протаивания. Или попросту льды, которые не тают даже в летнее время. Температура там не поднимается выше 00 в течение 2-3 тысяч лет. Долго? Безусловно. Но в масштабах вселенной это претендует лишь на многолетие, но не вечность.

На многолетнюю мерзлоту приходится около 25% площади суши. Представляете? Четверть планеты! Многолетней мерзлоты вы не найдёте только в Австралии (только это ещё не повод бежать за билетом в Австралию, мерзлоту там с успехом компенсируют гигантские пауки и летучие мыши). Даже в Африке мы можем встретиться с ней, правда только в высокогорных районах. В России ледники составляют более 60% площади, значительная часть которых приходится на Сибирь и Забайкалье. Многолетнюю мерзлоту мы унаследовали от последней ледниковой эпохи. Промёрзлые грунты на 90% состоят изо льда. А что остальное? Гидраты метана. О них мы, кстати, уже говорили. Богатое наследство, не правда ли?

Одно из первых описаний этого необычного грунта были сделаны в 17 веке казаками, исследовавшеми Сибирь. Затем были экспедиции Дежнёва и Реброва, шахта Шергина и понятие «вечная мерзлота», введённое в 1927 году Сумгиным. А теперь представьте, что для нас история мерзлоты насчитывает около 4 веков, а для неё самой она исчисляется тысячелетиями. И не прошёл даже век с момента появления термина «вечная мерзлота», как мы уже стали говорить о «многолетней». 

Почему? Потому что ледники тают. И если этот процесс продолжится теми же темпами, уже через 15 лет их не будет летом, а к 50-м годам они исчезнут совсем.

С одной стороны, мерзлота для нас является проблемой. Но с другой, мерзлота помогает некоторым народам экономить на электричестве, заменяя им холодильники (сомнительное преимущество, но всё-таки). Мерзлота мешает при разработке северных месторождений, но с другой стороны, именно она является скрепляющим стенки цементом. Кроме того, помните, что мы говорили про метангидраты? Они образовались именно благодаря низкой температуре и высокому давлению во льдах. Только вот стоит льдам растаять, как метан вырвется на свободу, тем самым ещё сильнее ускоряя глобальное потепление. «Ну и хорошо», - скажите вы. – «На курорты ездить не придётся». Не придётся, потому что их не будет. Из-за таянья ледников температура в странах Персидского залива достигнет 770. То же самое ждёт и другие южные страны: из-за жары они станут просто непригодны для жизни. К странам же северного полушария будут подходить холодные воды, ещё не так давно бывшие ледниками, а это, кроме повышения уровня воды, приведёт ещё и к похолоданию. Кроме того, раз жидкой воды станет больше, то и испаряться её будет больше, а, следовательно, нас ждут не только холода, но и непрекращающиеся дожди. При этом добавится ещё и нехватка пресной воды. Удивительно, правда? Столько воды, а пить нечего. Да, бывает и так. Потому что воды Мирового океана под давлением оттаявших ледников начнут смешиваться с реками. Да, у нас не будет солёных морей, но не будет и пресных рек. Один слабый солевой раствор по всему миру. Затронет таяние ледников и животных. Например, очень сильно пострадают белые медведи. Их основной пищей являются тюлени. На них они охотятся, сидя на льдине. Стоит тюленю высунуться в лунку за воздухом, как медведь тут же ловит его и превращает в главное блюдо на своём столе. И как же им охотится, когда льда не будет?

А теперь добавьте к этому ещё и человеческий фактор. Да, с чем-то царям природы под силу справится, но вот с изменяющимися границами водных объектов… К примеру, Балтийское море может объединиться с Чёрным, и как тогда мирно провести границы? И что же, война на фоне невыносимой жары или дикого холода, постоянных дождей, дефицита пресной воды, ещё и с белыми медведями за спиной? Всё может быть.

Льды видели, как появлялись люди, но они уже могут не увидеть того, как они исчезнут. Только вот если льды растают, люди ненадолго переживут их…

Автор: Анастасия Мерзлякова