Найти в Дзене
Пифия

Эсхил - Хоэфоры, Эвмениды / Аннотация к обсуждению

Шарль-Огюст ван ден Берге - Эгист обнаруживает тело Клитемнестры 1823г
Шарль-Огюст ван ден Берге - Эгист обнаруживает тело Клитемнестры 1823г

Аполлон

Я не предам тебя. Твоим хранителем -
С тобой ли рядом, или от тебя вдали -
Всегда я буду. Не спущу врагам твоим.
Гляди - в плену неистовые чудища.

Можно ли представить преступление более чудовищное, чем убийство собственной матери? Однако поступивший подобный образом Орест, сын Агамемнона, почитаем греками как герой, а Гомер в “Одиссее” называет его преславным и богоподобным. В этом ужасном поступке Ореста вела непреклонная божественная воля, под которой мы можем понимать как субъективное желание Аполлона или Зевса, так и нечто более глубинное: закон, неподчинение которому лишает разума и отдельного человека, и целый народ. Проигнорировав коварное убийство отца, Орест сошел бы с ума, продемонстрировав тем самым, что поступает против основ справедливости. Но могла ли и Клитемнестра, жена Агамемнона, поступить иначе и жить под одной крышей с человеком, который пожертвовал жизнью их любимой дочери ради военного похода? Равно и сам Агамемнон не мог отказаться от похода на Трою, на пути к осуществлению которого лежала необходимость подобной жертвы. Из этой истории можно сделать вывод, что люди подчинены жестокому и неведомому закону судьбы и никакой свободы не существует. Но почему человечество продолжает мыслить о несуществующем? И если сама судьба велит мстить за месть, то существует ли конец всей этой пляске смерти? Подумаем об этом вместе, читая бессмертные трагедии Эсхила.

Эсхил - Хоэфоры (перевод Сергея Апта)
Эсхил - Эвмениды (перевод Сергея Апта)
Эсхил - Орестея (перевод Вячеслава Иванова)