Найти тему

Переиграть мошенника: правила цифровой гигиены, которые помогут сберечь деньги

Оглавление

«Алло, это служба безопасности банка. По вашему счёту зафиксированы сомнительные операции. Вам необходимо перевести деньги на безопасный счёт», – примерно такой набор фраз, пожалуй, слышал каждый из нас. Первая реакция – испуг или даже паника и желание скорее сберечь своё кровное! Именно на таком психологическом воздействии и играют аферисты. Злоумышленники, тонко манипулируя базовыми чувствами и эмоциями людей, выманивают деньги.

Обойти стороной и ни разу не столкнуться с мошенничеством вряд ли получится, поэтому лучше заранее подготовиться. Декан факультета социальных наук Университета Лобачевского Роман Голубин рассказал, как распознать мошенника и не попасть под его влияние.

Способы обмана

«Новые технологии, направленные на распространение информации и её получение, внедрены в нашу повседневную жизнь и динамично совершенствуются. Они формируют вокруг человека виртуальное информационное поле, в котором сконцентрирована практически вся жизнь. И мошенники это отлично понимают. Поэтому большое количество обманных действий совершается удалённо», – начал свой рассказ Роман Викторович.

В основе такого обмана лежат манипулятивные технологии и психологическое воздействие. Попросту говоря, неподготовленному человеку злоумышленники даже не позволяют быстро сориентироваться и понять, что в отношении них совершается обман. Главная цель состоит в том, чтобы человек принял невыгодное для себя решение.

«Мошенники постоянно придумывают новые способы воздействия на людей. И несмотря на то, что все мы, даже зная о том, что нас могут обмануть, всё равно реагируем на уловки. Получается, что мы на шаг позади этих людей, которые свои неблаговидные дела реализуют в интернет-пространстве», – сказал Роман Голубин.
-2

Желая обмануть человека и фактически заставить его расстаться со своими деньгами, злоумышленники придумывают различные ухищрения. Для этого они опираются на два элемента:

  • Базовые эмоции – те, которые отвечают за наше выживание как биологического вида. Это любопытство, страх, жадность и др.
  • Фактор времени. Мошенник обрабатывает, пугает, вводит в стрессовое состояние, чтобы очень быстро совершить своё действие. То есть ни в коем случае не дать человеку перерыв, чтобы не включились эмоции когнитивного порядка, и он не задумался, почему это происходит.

Распространённый пример – звонок от якобы сотрудников различных силовых структур или службы безопасности банков. Он рассчитан на то, что основная часть людей законопослушна. Такой звонок вызывает тревогу и стресс.

«Сейчас распространён вид мошенничества, когда пытаются взламывать аккаунты на портале госуслуг. Например, звонят и говорят, что ваш номер телефона прекращает действовать, будете продлевать? Человек боится, потому что на этом номере завязана вся его жизнь, контакты. Далее звонящий просит продиктовать код из смс-сообщения. А это и есть доступ на сайт госуслуг. И всё – злоумышленники зашли в личный кабинет!».

В последнее время появился ещё один вид обмана – людям предлагают за счёт средств ОМС пройти медицинское обследование. Вроде бы безобидный звонок, и большинство им заинтересуется. Но, чтобы записаться на определённое время, просят код – это тоже доступ к «Госуслугам».

Кого легче обмануть?

Человек постоянно оставляет информацию о себе в открытом доступе, поэтому количество людей, которые подвергаются мошенническим действиям огромное.

«Система пытается рефлексировать, что-то сделать, но всегда опаздывает на шаг. Невозможно контролировать всё информационное пространство. Такие прецеденты есть. Например, Китай старается это делать, создав суверенный интернет. Но у нас такого нет, поэтому масштаб бедствия абсолютно другой», – отмечает Роман Викторович.

Чаще всего на уловки злоумышленников попадаются две категории людей – пожилые и молодёжь.

У пожилых людей с возрастом резко снижаются когнитивные функций. Они становятся не способны так бодро и адекватно оценивать происходящее. Плюс до этого они жили в другом мире, в других традициях и новые подходы в мошеннических действиях им просто не знакомы. И отсутствие такого жизненного опыта облегчает преступникам их деятельность.

У молодых людей, наоборот, ещё нет никакого опыта. Они могут пользоваться гаджетами, преимуществами интернет-пространства, социальными сетями, но просто не в состоянии распознать мошеннические схемы.

Возможно ли поставить мошенника в тупик?

«Если мы говорим о государственных службах или правоохранительных органах, то здесь нужно понимать, что никогда сотрудники таких служб с обычного 10-значного номера звонить не будут. Вам позвонят по официальным линиям. Даже если есть сомнения, вы всегда можете сказать: «Присылайте мне повестку для личной встречи по домашнему адресу, коль вы нашли мой телефон». Я вас уверяю в 99% случаях разговор с вами будет завершён», – поделился лайфхаком Роман Викторович.

Правила цифровой гигиены:

  • Поставить фильтр на телефонный номер. Магазины и другие экономические субъекты массово скупают базы телефонных номеров и делают обзвоны. Фильтр поможет избежать спам-звонка.
  • Не перезванивать на незнакомый номер. Звонок, который обрывается через несколько гудков, ни что иное как проверка активности номера. А если вы перезвонили, то это снимает часть юридической ответственности с тех, кто вам звонил и пытался совершить мошеннические действия.
  • Не переходить по неизвестным ссылкам в соцсетях и мессенджерах. Это могут быть механизмы, которые переводят вас на фейковые страницы или аккаунты, где могут быть совершены мошеннические действия.

А вот троллить телефонного афериста Роман Голубин не советует:

«Надо понять, что переоценка своих способностей, психологической устойчивости может дорого обойтись. Надо прекращать общение, ставить в черный список эти номера. Люди, которые профессионально занимаются мошенничеством, могут воспринять троллинг негативно. У них может родиться идея осложнить вам жизнь. И нет никакой уверенности, что вы сможете противостоять мощной атаке с их стороны. Таких как вы – огромное количество. И то, что вы эмоционально реагируете, просто заставит их повеселиться. Вы их ничем не удивите, поверьте мне».

Важно помнить, что если звонок вас пугает, то в 99,9% на другом конце провода мошенники, которые намеренно вводят вас в состояние стресса. Надо сразу прекращать разговор, добавлять в черный список и больше не пугаться.

«Коммуникационный рай, в котором мы сейчас живем, он не только благо, но и во многом источник проблем. Это как две стороны одной медали. Надо уметь не только пользоваться информацией, но и соблюдать информационную гигиену. Все мы очень много информации о себе выкладываем в сеть. Тем самым даём недобросовестным людям много материала о себе, из которого они сделают очень правильные выводы о социальном, экономическом и психологическом портрете человека. То есть воспроизведут вас не только во всех достоинствах, но и недостатках. И найдут моменты, при помощи которых на вас можно оказывать давление. Будьте разумны, аккуратны и внимательны не только в культуре потребления информации, но и защите информации о себе!».