Найти тему
Открытый Город

Памятник Петру I с необычной судьбой

Представьте хорошо знакомую Кленовую улицу, ведущую к Михайловскому замку, - неотъемлемую часть ансамбля исторического центра Петербурга.

-2

Начинало оформляться это пространство во времена, когда город строился и перестраивался, менял свой облик. И стилизовано было в духе средневековья по вкусу императора Павла I, пребывавшего в большой мечте о новой резиденции, укрепленной подобно рыцарским замкам и безопасной. Строили его на месте снесённого в 1797 году обветшавшего Летнего дворца Елизаветы Петровны: там её племянник Павел Петрович появился на свет.

Летний дворец Елизаветы Петровны
Летний дворец Елизаветы Петровны

Если посмотреть на изображения площади перед замком тех времен, то заметна разница с тем, что привычно нам сегодня. По периметру площадь окружал ров, сама её поверхность была так надсыпана, что перепад высоты был весьма ощутим.

-4

И в центре композиции, будто выезжающий из парадных Воскресенских ворот, - памятник Петру I.

«Прадеду - Правнук» - сообщает нам позолоченная надпись на постаменте, своей лаконичностью перекликаясь с надписью: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», оставленной на главном памятнике царю-реформатору, что на Сенатской площади. Оба послания декларируют курс на продолжение дела Петра. Однако Павел Петрович, подчеркивая кровную близость с первым императором России, будто указывает на то, что наследует самому Петру I, в обход матери, прямыми кровными узами с Романовыми не связанной.

-5

Памятник на площади перед замком имеет неслучайное сходство с памятником коннетаблю А. Монморанси (1493–1567) во Франции. Это следствие впечатления ,произведенного в путешествии по Европе на чувствительного к архитектурным переживаниям Павла Петровича. Коннетабль – придворная должность в восточной Римской империи. Во Франции – коннетабль заведовал конюшнями, а с XII века — это главнокомандующий всех армий. Также бронзовый Пётр в образе античного императора наделён сходством с бронзовым Марком Аврелием в Риме. И при нём необходимые атрибуты власти: лавровый венок на голове, мантия, левая рука на поводьях, в правой – жезл полководца.

-6

Памятники кажутся чем-то застывшим во времени и пространстве, редко подразумевая перипетии в своей монументальной судьбе. Но столь длительный путь бронзового изваяния длиной в 84 года от заказа до обретения постоянного места говорит сам себя.

Это должен был быть первый на русской земле конный памятник. Саму идею привёз молодой царь Пётр из Великого посольства. Укрепилась она после победы в Полтавской битве, но в тот момент значительные средства шли на военные нужды.

-7

За пять лет до завершения Северной войны по приглашению царя в Санкт-Петербург прибывает итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Начинается работа над эскизами. Господство барокко в художественном мире диктовало определенный подход к количеству аллегорий, используемых при создании памятника. По мере работы иносказательные образы из концепции изымались, но общий стиль монумента продолжал соответствовать эпохе.

-8

Лизетта, любимый конь Петра Алексеевича, позировал для эскизов. В 1718 была изготовлена его глиняная модель. Это был жеребец редкой персидской породы, приобретенный под Ригой у торговцев, ведущих свой промысел в военных лагерях. Пётр Первый и Лизетта долгие годы были неразлучны, прошли вместе через бои (в одном из которых пуля попала в седло Петра). Когда конь умер, царь приказал изготовить чучело и поместить в первый в стране музей – Кунсткамеру. Сейчас чучело Лизетты занимает место в экспозиции Зоологического музея вместе с другими «питомцами» царя. Считается, что процесс изготовления чучела не был удачен – и пропорции Лизетты искажены.

Л. Каравак. "Пётр I в Полтавской битве", 1718. Фрагмент.
Л. Каравак. "Пётр I в Полтавской битве", 1718. Фрагмент.

Важнейшей особенностью памятника является то, что голова бронзового Петра Первого была изготовлена с помощью гипсовой маски, снятой ещё при жизни царя. И это обстоятельство даёт нам ценное представление о реальных чертах лица Петра I.

Создавался манифест абсолютной власти и военного триумфа в бронзе. Но работа над памятником затянулась. Император умирает до того, как памятник был отлит. Вспоминала об этом незавершенном деле племянница Петра – императрица Анна Иоанновна. Позже – его дочь Елизавета Петровна. В её правление памятник наконец был отлит. Сначала за работу принялся Бартоломео Растрелли, которому на тот момент уже исполнилось 68 лет. Но он так и не увидел результат своего многолетнего труда: после смерти скульптора художественную эстафету принял его сын Франческо Бартоломео Растрелли. В 1747 году памятник Петру I был готов. Отливкой занимались мастера А. Мартелли и С. Копьев. Он мог занять центральное место на площади перед Зимним дворцом. По какой-то причине этого не случилось – и десятилетия памятник кочевал по амбарам столицы.

-10

В правление Екатерины Второй памятнику не суждено было занять почётное место в архитектурной композиции города. Наступило время классицизма – и творение Растрелли стилистически устарело.

Зато позднее вернуться к памятнику значило обратиться к великому прошлому. И сделал это император Павел Первый. Поначалу он определил место памятнику в Кронштадте. Но в конце концов решено было установить его перед строящейся императорской резиденцией.

-11

По рисунку Фёдора Волкова был изготовлен пьедестал, облицованный олонецким мрамором. По бокам были отлиты два барельефа: Полтавская битва и морское сражение при Гангуте. В первом случае можно разглядеть, как Пётр указывает на Карла XII, что вдали покидает поле боя на носилках. Во втором – изображен пленённый шведский корабль и сцена спасения тонущего моряка. Сцены баталий Северной войны сопровождаются крылатыми Гениями Победы, трубящими славу и венчающими лаврами победителей.

-12

С памятником Петру Первому у Михайловского замка связан ещё один любимый туристический аттракцион – увидеть в лошадиной ноге человеческую. И действительно – переднее копыто в силу особенностей обзора будто углубляется в постамент. Отчего создается оптическая иллюзия, при которой лошадиная нога обретает вполне человеческие черты – и даже обувь на каблуке.

Последнее перемещение памятника произошло в годы Блокады. С первых её дней город находился под были найдены способы маскировки таких объектов. Действовала и группа специалистов, занимавшаяся сбережением памятников города. Все случаи рассматривались индивидуально. Где-то приходилось обкладывать памятники мешками с песком и возводить деревянный футляр. Те, что могли быть сняты с постамента, помещались в вырытую траншею и засыпались землей. Именно так произошло и с памятником Петру I: в 1941 под руководством архитектор-реставратора Александра Гессена его закопали в Инженерном сквере. В 1946 году он занял своё прежнее место.

-13

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал.

Наш проект "Открытый город" - бесплатные экскурсии, лекции, квесты.

Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии и экскурсовод по Санкт-Петербургу.