Сергей Балакин
Сегодня расскажу о своём самом первом морском круизе, состоявшемся аж 36 лет назад – в мае 1988 года. Его маршрут включал переходы по Белому морю из Архангельска на Соловки и обратно, а также трёхдневную стоянку на Большом Соловецком острове. Много лет спустя я побывал на Соловках ещё раз, но первые впечатления всё равно остались в памяти как самые яркие. Да и сами острова тогда были совсем другими: они ещё не стали популярной туристической достопримечательностью, и над возрождавшейся святыней ещё довлел мрак ГУЛАГа…
В советские времена во многих организациях существовал такой приятный бонус как профсоюзные путёвки. Сотрудникам иногда удавалось совершать экскурсионные поездки по стране или отправиться на отдых в пансионат за 30 процентов их стоимости. Лучшие из путёвок доставались, конечно же, начальству, но изредка кое-что перепадало и рядовым сотрудникам вроде меня.
В 1988 году я работал в редакции журнала «Моделист-конструктор». Внезапно из профсоюзной организации издательства «Молодая гвардия» (журналы, в том числе и «М-К», входили в его состав) пришло горящее предложение: экскурсионный тур Архангельск - Соловецкие острова. С 70-процентной скидкой. Упускать такой шанс было жалко. Хотя из редакции никто кроме меня воспользоваться таким шикарным предложением почему-то не захотел. Зато желающие нашлись в родственном журнале «Техника-молодёжи». Они-то и составили мне компанию.
Наша группа состояла из сотрудников редакций молодёжных журналов. В Архангельск мы добирались поездом; дорога занимала примерно сутки. Учитывая контингент группы, вы можете подумать, что эти сутки прошли у нас в пьяном угаре. И ошибётесь: в мае 1988-го в СССР был самый пик антиалкогольной кампании. Так что - ни-ни!
Итак, мы прибыли в Архангельск. Вид из окна гостиницы на Северную Двину, май 1988 г.:
Конечно, качество фотографий, привезённых из этой поездки, оставляет желать лучшего. Оно и понятно: снимал я фотоаппаратом ФЭД-2 на советскую ч/б плёнку (то ли «Тасму», то ли «Свему») и на ГДРовскую цветную обратимую «ОРВО-Хром». Фотоплёнка в те времена была зернистая, как икра…
Архангельск. Вид с причала морского вокзала на Северную Двину и железнодорожный мост:
У причала виден паровой буксир «Сталевар» (проект 733, 1952 г.) в необычной голубой окраске. В 1988 году ещё вовсю пыхтели настоящие пароходы!..
Гуляем по городу. Это не Ленин в Разливе, а Ленин в лесах… Ремонт монумента у здания городских властей:
Революционная тематика к 1988 году что-то обветшала:
Пассажирский причал на Северной Двине. Ближайший к нам теплоход – рейсовый грузопассажирский «Юшар», а за ним – «Буковина», на которой нам предстояло отправиться на Соловецкие острова:
Круизных лайнеров на Белом море было два – «Татария» и «Буковина». Вот они стоят рядом:
«Буковина» у причала в Архангельске, май 1988 г.:
Теплоход «Буковина» (проект 592) был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1962 году. Длина судна 101 м, ширина 14,62 м, осадка в грузу 3,74 м. Водоизмещение в полном грузу 3058 т, валовая вместимость 3219 брт. Силовая установка – два чехословацких дизеля 8ДР 43/61 общей мощностью 4000 л.с., скорость 16 узлов. Автономность 7,5 суток. Пассажировместимость 250 человек, численность экипажа – 58 человек.
Вот такой типичный лайнер советской эпохи. Какими будут круизные лайнеры через два-три десятилетия мы, конечно же, не могли и представить…
А это однотипная с «Буковиной» «Татария»:
Всего в Ленинграде в 1959-1963 годах по проекту 592 было построено 9 грузопассажирских судов. Все они получили названия в честь республик и исторических территорий Советского Союза, головным был «Киргизстан». Лично мне названия «Киргизстан» и «Татария» кажутся несколько странными. Не помню, чтобы в СССР так именовали эти республики. Обычно их называли Киргизией и Татарстаном.
Хорошее представление об архитектуре теплоходов проекта 592 даёт вот этот снимок:
«Таллин» - это бывшая «Сванетия». На фото хорошо виден носовой трюм, вмещавший около 600 т груза. Но на «Буковине» и «Татарии» грузовой трюм ликвидировали, а над ним надстроили дополнительное пассажирское помещение.
«Буковину» в ходе модернизации оснастили могучей дымовой трубой, придавшей судну характерный силуэт:
Конструкция трубы должна была решить извечную проблему пассажирских судов – попадание ядовитых выхлопных газов в зону завихрений воздуха и задымление кормовой части судна. Поднятый на значительную высоту козырёк по замыслу должен был отсекать газы, а воздушный поток, проходящий сквозь трубу, - не дать им попасть в область завихрений. Не знаю, насколько эффективной оказалась такая труба-монстр, но благодаря ей «Буковину» не спутаешь ни с одним из её систершипов.
И вот мы отчалили и направились вниз по Северной Двине к морю. Прощальный вид на набережную в центре Архангельска:
У стенки завода «Красная кузница» в Соломбале – пригороде Архангельска – мы прошли мимо стоящего в ремонте «полтинника» - сторожевого корабля проекта 50:
Позже я вычислил, что это СКР-70. Служить ему осталось недолго: скоро в ВМФ начнётся обвальное сокращение корабельного состава, и свежеотремонтированный сторожевик в июне 1991 года отправится на слом.
И вот оно - Белое море!
Сегодня такие снимки выглядят никакими, но важно иметь в виду: это было моё первое морское путешествие. Раньше мне доводилось совершать лишь непродолжительные плавания вдоль Южного берега Крыма между Ялтой и Феодосией. А здесь – открытое море, со всех сторон берегов не видно, только линия горизонта. Охвативший меня восторг я помню до сих пор.
В каюту идти не хотелось, и я почти всю ночь простоял на палубе. Любопытно, что вблизи Полярного круга в конце мая солнце полностью за горизонт не заходит – полоса на северной стороне небосвода горит всю ночь, плавно переходя из заката в рассвет:
На борту «Буковины», май 1988 г.:
На следующий день мы подошли к Большому Соловецкому острову:
Вид на Соловецкий Кремль, он же Спасо-Преображенский монастырь. Его соборы находятся в стадии реставрации. Особый колорит снимку придают обломки старинного деревянного судна в мелководной гавани на переднем плане:
Ещё раз Соловецкий Кремль с чайками, май 1988 г.:
«Буковина» у причала на Большом Соловецком острове. Мало-мальски приличных гостиниц здесь не было, поэтому прибывшие туристы, в том числе и мы, три дня жили в каютах судна.
Слева у причала виден грузопассажирский теплоход «Юшар», совершавший на Соловки регулярные транспортные рейсы.
Ненадолго нарушу хронологию повествования и расскажу о судьбе первого круизного лайнера, на котором мне довелось побывать. В июне 2006 года в Стамбуле я встретил судно «Victoria» под грузинским флагом:
Оно (и особенно труба!) показалось мне до боли знакомым. Порт приписки Батуми не смог ввести меня в заблуждение.
Конечно же, это была наша «Буковина»! В 1990-е годы её постигла участь всех советских пассажирских судов: приватизация, продажа, смена владельцев и эксплуатация на износ. «Буковина» сменила российский флаг на панамский, затем на камбоджийский и наконец на грузинский. Соответственно менялись и названия на борту – «Crown», потом «Victoria»… Из девяти судов типа «Киргизстан» бывшая «Буковина» прослужила дольше всех. Но в 2008 году она всё же была продана на слом и разобрана на металл в турецкой Алиаге:
Упомяну и о судьбе «младшего брата» «Буковины» - теплохода «Юшар», с которым постоянно пересекались в этом круизе. Вот он стоит рядом с нами у причала в Архангельске:
Грузопассажирский теплоход «Юшар» был построен в 1970 году в Болгарии. Размерения: 68,0 х 10,12 х 3,15 м. Валовая вместимость 1122 брт, дедвейт 221 т, 2 дизеля, скорость 13,3 узла, пассажировместимость 92 чел. В 1997 году он был продан хорватской компании, ушёл на Адриатику и переименован в «Stella Dalmatiae». В следующем году на борту появилось новое имя «Monet» (в честь художника Клода Моне). Судно капитально отремонтировали, каюты переоборудовали, старые советские дизели заменили на американские Caterpillar. Оно сменило несколько владельцев и по сей день успешно эксплуатируется в роли круизного мини-лайнера.
Круизный лайнер «Monet» (бывший «Юшар») в порту Пула, 2005 г.:
Корабельную часть рассказа на этом закончу и в следующей публикации расскажу о собственно Соловках. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Продолжение следует.
Перечень всех публикаций журнала «КруиЗеро» здесь.