Пятидесятые и шестидесятые годы XX века были периодом интенсивного развития вооружений и военной техники. В то время характерными чертами были быстрое обновление поколений техники и разработка новых образцов параллельно с серийным производством предыдущих моделей. За короткий период был пройден значительный путь в развитии технологий, создано множество уникальных и инновационных решений.
Одним из прорывных проектов, созданный в первой половине 1950-х годов, должен был стать новый американский танк. Однако, несмотря на все свои преимущества, этот танк оказался слишком сложным для своего времени, и реальные результаты разработки и применения его технологий появились лишь через несколько лет. Подробнее об этом ниже.
Сразу после принятия на вооружение среднего танка M48 Patton III, американская армия заказала разработку новой боевой машины. К 1954 году специальная комиссия определилась с основными требованиями к новым танкам. В результате анализа существующих и перспективных моделей, как в США, так и за рубежом, было решено разработать сразу два новых танка. Один из них должен был иметь более легкую конструкцию и оснащаться 90-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Этот проект получил название T95 и планировался с использованием пяти опорных катков на борт.
Вторая модель, T96, должна была быть более тяжелой и вооружаться 105-миллиметровой пушкой. Для нее была предусмотрена шесть опорных катков на борт. В боекомплект обоих танков планировалось включить новые бронебойн-подкалиберные снаряды. При этом оба танка планировалось оснастить безоткатными установками без противооткатных устройств и накатников.
На протяжении 1955 года разработка проектов T95 и T96 шла полным ходом. К концу года стало ясно, что конструкции обоих танков оказались высоко унифицированными. Кроме того, расчеты показали, что бронированный корпус и ходовая часть T95 достаточно прочны, чтобы на них можно было установить башню не только с 90-миллиметровым, но и с 105-миллиметровым орудием. В результате, в 1956 году оба проекта были объединены в один. Военным теперь требовались, как минимум, две модели на основе проекта T95, с различным вооружением и оборудованием.
Танк T95 был классической конструкции с разделением на переднюю часть для управления, среднюю - для боевого отделения и кормовую - для размещения моторно-трансмиссионного отделения. Экипаж состоял из четырех человек - механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.
Он имел хорошую броню для своего времени: верхняя лобовая часть корпуса имела толщину 95 миллиметров и была наклонена на 95 градусов к горизонтали. Нижняя лобовая часть имела переменную толщину от 76 до 127 миллиметров и наклон в 45 градусов. Борта также располагались вертикально и имели переменную толщину от 32 миллиметров в корме до 105 миллиметров в передней и средней части. Корма корпуса состояла из двух частей - верхней с углом наклона 20 градусов и толщиной 19 миллиметров и вертикальной нижней с толщиной 25 миллиметров. Крыша корпуса имела толщину от 25 до 51 миллиметра, а днище - всего 13-19 миллиметров. Интересно, что толщина различных частей корпуса плавно изменялась, так как он был литым, и соединялись при помощи сварки.
Башню нового танка T95 также предполагалось выполнять литой. Фронтальная часть имела толщину 178 миллиметров и наклон в 60°, а борта – 76 мм и 45° соответственно. В задней части защиту экипажа и боекомплекта обеспечивала вертикальная плита с толщиной 51 мм. Единственной деталью башни с изменяемой толщиной была крыша, которая варьировалась от 38 до 51 мм. Самой толстой защитной деталью танка T95 была маска орудия, которая была небольшого размера, и имела толщину 381 миллиметр. Как и на танке M48, башня T95 устанавливалась на погон диаметром 2,16 метра (85 дюймов).
На начальных стадиях разработки обоих проектов новых средних танков предполагалось использование нового 12-цилиндрового дизельного двигателя Х-образной компоновки, мощностью не менее 750 лошадиных сил. Такой двигатель обеспечивал необходимую мощность и занимал мало места. Однако, к моменту, когда проект T95 достиг стадии подготовки сборочной документации, перспективный двигатель еще не был готов. Поэтому первые опытные танки были оснащены менее мощным (460 л.с.) 8-цилиндровым бензиновым двигателем AOI-1195. Этот двигатель был расположен поперек корпуса и передавал мощность на четырехступенчатую трансмиссию XTG-410. Трансмиссия в свою очередь передавала движение ведущим зубчатым колесам. Внутри моторно-трансмиссионного отделения также удалось разместить топливные баки общим объемом 780 литров.
После объединения двух проектов, ходовая часть нового среднего танка разрабатывалась на основе исходного T95. Она состояла из пяти опорных катков большого диаметра, направляющего и ведущего колеса на каждом борту. Благодаря своему диаметру, опорные катки также выполняли функцию поддерживающих роликов. Они были закреплены на корпусе при помощи торсионной подвески, а передний и задний каток на каждом борту дополнительно оснащались гидравлическими амортизаторами. Проект T95 подразумевал создание двух типов опорных катков: сплошных и облегченных, в которых делали отверстия. Каждая гусеница с резинометаллическим шарниром состояла из 80 траков шириной 533 миллиметра. Также рассматривался вариант с более широкой гусеницей шириной 610 миллиметров.
Перед описанием вооружения и оборудования танка T95 следует отметить, что после объединения двух проектов, серьезно рассматривалась возможность создания целого семейства бронированных машин на базе одного шасси. В результате были разработаны девять модификаций танка T95, отличающихся различными нюансами конструкции и вооружения.
Базовая версия T95 предполагала комплектацию 90-миллиметровой гладкоствольной пушкой T208. Пушка была размещена на оригинальной безоткатной установке и имела двухплоскостной стабилизатор. Пушка могла разгонять подкалиберный снаряд до скорости около полутора километров в секунду. При такой начальной скорости сердечник боеприпаса из карбида вольфрама на расстоянии в 2000 ярдов (1828 метров) пробивал до 125-130 миллиметров брони при угле встречи в 60°. Внутри боевого отделения можно было разместить до 50 снарядов.
Для наведения пушки экипаж располагал телескопическими прицелами моделей T183 и T171, а также перескопическим T50. Определение дальности до цели осуществлялось при помощи дальномера T53 Optar, измеряющего расстояние при помощи импульсов света. Помимо прицелов, оптика танка T95 и других модификаций включала в себя три перископа, механика-водителя с возможностью замены среднего на прибор ночного видения, пять наблюдательных стекол на командирской башенке и перископический прицел зенитного пулемета.
Дополнительное вооружение T95 состояло из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета M37 и зенитной установки с дистанционно управляемым пулеметом M2 калибра 12,7 мм. В ходе проекта T95 планировалось создать, как минимум, два танка с различным вооружением. Поэтому на базе исходной бронемашины было сделано несколько новых конструкций, при этом шасси или ходовая часть не изменялись, а различия заключались в основном в башне и ее оснащении. Первым альтернативным вариантом нового танка стал проект T95E1. Он сохранил прежнюю 90-мм пушку, но установил ее на противооткатных устройствах. Однако наличие последних негативно сказалось на внутреннем объеме башни, поэтому пушка лишилась стабилизатора. Боевые качества танка изменились, но все же остались приемлемыми для практического использования.
Танк с обозначением T95E2 изначально предполагалось оборудовать новой башней, оснащенной 105-мм пушкой. Однако из-за недостатка времени башня не была разработана, и вместо нее на готовое шасси была установлена башня с оружием от танка M48A2. Несмотря на немного больший боекомплект из 64 снарядов, пушка M41 калибра 90 миллиметров имела недостаточные характеристики: на расстоянии 2000 ярдов она могла пробить только 75 миллиметров брони при угле встречи 60 градусов. Тем не менее, на танк T95E2 была установлена система управления вооружением со стереоскопическим дальномером и механическим баллистическим вычислителем. Это улучшило точность стрельбы, однако слабая пушка не принесла танку никаких преимуществ перед исходной моделью T95.
На основе T95E2 был разработан танк T95E3. В доработанную башню от M48A2 была установлена 105-мм нарезная пушка T140. Системы управления остались такими же, как и на T95E2. Однако такое перевооружение снова не дало положительных результатов. При уменьшившемся боезапасе из 39 снарядов, бронепробиваемость оказалась примерно такой же, как и у оригинального T95 с 90-мм гладкоствольной пушкой.
Значительное повышение бронебойных возможностей орудия наблюдалось только в модификации T95E4, для которой была предусмотрена новая башня от изначальной модели T96. Основным вооружением этого варианта среднего танка должна была стать 105-мм гладкоствольная пушка T210. Интересно отметить, что из-за размеров башни танка T96, орудие снова не получило стабилизацию. Тем не менее, хотя точность страдала, другие качества могли компенсировать это. Во время испытаний пушка T210 смогла пробить до 150-152 миллиметров гомогенной брони на расстоянии 2000 ярдов и при угле встречи 60 градусов. Однако главной проблемой модификации T95E4 стало задержание работ по созданию новой башни. Из-за этой причины готовое шасси нового танка на заводе стояло очень долго, ожидая завершения работ.
Затянувшаяся разработка башни для пушки большего калибра привела к появлению альтернативного варианта компоновки «тяжелопушечного» танка. Танк T95E5 предлагалось оснастить башней от M48A2 и нарезным 105-мм орудием Royal Ordnance L7 английской разработки, получившим американский индекс T254.
Еще более серьезным в отношении вооружения типом техники мог стать танк T95E6, который предлагалось оснащать башней от T95E4 и нарезной пушкой T123 калибра 120 миллиметров. Но эта пушка с раздельно-гильзовым заряжанием пробивала лишь 120 миллиметров брони с расстояния в 2000 ярдов и угле встречи в 60°.
Предпринимались попытки «вписать» британское орудие L7 в башню танка T95E1. Такая модификация получила обозначение T95E7. Система крепления орудия осталась такой же, как и на самом танке с литерой «E1», однако изменился ряд других технических деталей.
В 1958 году стало ясно, что американское двигателестроение не сможет в ближайшее время создать новый танковый дизель с Х-образным расположением цилиндров. Таким образом, временная мера в виде имеющегося на T95 двигателя AOI-1195 требовала замену. Более того, новый двигатель имел все шансы стать основным типом силовой установки для всего семейства T95. В результате сравнения был выбран 12-цилиндровый мотор General Motors 12V71T мощностью в 570 л.с., построенный по V-образной схеме. Был подготовлен проект установки такого дизеля на танк T95E2, обозначенный как T95E8.
Наконец, в качестве унифицированной с танком вспомогательной техники разрабатывалась бронированная инженерная машина с вооружением из одного пулемета, бульдозерным отвалом и набором прочего специального оборудования. В качестве основы для нее было взято шасси исходного T95.
Проблемы инженерного и технического характера самым плохим образом сказались на судьбе всего проекта. Из-за них сборка прототипов, словно игнорируя логику, шла не по порядку. Весной 1957 года закончилось строительство первого T95E2, а в середине того же года из цеха вышел прототип T95E3. Лишь в феврале 58-го был готов к испытаниям T95 «базовой» конфигурации, а чуть позже закончилась сборка единственного T95E1. Что касается остальных вариантов перспективного среднего танка, то в их случае дела обстояли гораздо хуже. Шасси для первого T95E4 было собрано, но ему пришлось дожидаться башни с вооружением. И все же стоит признать, что этому танку крупно повезло, ведь все остальные варианты T95 – E5, E6, E7, E8 и T118 – так и остались на чертежах.
Испытания всех собранных танков наглядно показали недостаточную мощность силовой установки. Бронемашины с боевой массой в 38-39 тонн при 460-сильном двигателе имели удельную мощность всего в 10-11 л.с. на тонну. Естественно, при таких параметрах о высокой скорости или проходимости не могло быть и речи. На шоссе все три танка разгонялись только до 55-56 километров в час, но на пересеченной местности ощутимо теряли скорость. Танки T95, T95E1, T95E2 и T95E3 могли преодолевать подъем в 30 градусов, забираться на 90-сантиметровую стенку и пересекать вброд водоемы не глубже 1,2 метра. Конечно, ходовые качества танков семейства T95 либо равнялись, либо превосходили характеристики танка M48 Patton III, но по совокупности ходовых и боевых данных преимущества новых бронемашин были незначительными.
К концу пятидесятых годов было построено девять танков-прототипов: четыре оригинальных T95, один T95E1, а также по два T95E2 и T95E3. Также планы конструкторов подразумевали создание одного прототипа T95E4 (его так и не достроили), двух T95E5, четырех T95E6, двух T95E7 и одного T95E8. Кроме того, рассматривались предложения относительно переоснащения исходного шасси T95 более мощным двигателем. В таком случае на базе танка T95E8 могло быть сделано еще несколько прототипов с индексами «E9», «E10», «E11» и «E12». Однако они, как и T95E8, навсегда остались в планах.
Более мощный двигатель мог значительно увеличить боевой потенциал перспективного среднего танка. Однако даже в 1959 году не были готовы оригинальная башня для 105-мм пушки и дальномер новой конструкции. В результате этих проблем новые танки семейства T95, при значительно большей стоимости и сложности производства, не могли конкурировать с относительно дешевым и освоенным в производстве «Паттоном-3». Перспективный проект T95, имевший в своем составе несколько оригинальных технических решений, не соответствовал технологическим требованиям времени. На его доводку понадобилось бы, как минимум, несколько лет, что могло повлечь за собой отставание США в области бронетехники.
Результатом всех трудностей стало закрытие проекта T95. Военные хотели получить новый танк с более высокими характеристиками в самое ближайшее время, поэтому в качестве основной машины бронетанковых войск следующих лет был выбран только что разработанный M60. Хотя этот танк имел меньшую степень новизны по сравнению с T95, а конструкция основывалась на M48, его сочли куда более перспективным и удобным. В 1959 году американские танкостроители начали сборку серийных машин M60, а вскоре после этого проект T95 был окончательно закрыт. Ряд наработок по этому проекту был использован при модернизации M60 и создании других танков.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉