Найти тему
A42.RU

Зимник, юрты и жёлтое болото: как появились татарские деревни в Кузбассе

Мы уже писали о названиях кузбасских городов и происхождении забавных топонимов вроде Суеты и Упоровки. Сегодня погрузимся в кузбасскую топонимику посерьёзнее: изучим деревни сибирских татар. «Татарами» русские переселенцы именовали местные тюркские народы, зачастую не родственные друг другу, говорящие на разных языках. Позднее на Кузнецкой земле поселилось несколько волн «настоящих» татар с Волги, что усилило путаницу.

Когда Юрты вдруг стали Константиновы, почему под Юргой есть Зимник, но нет летника, и как связаны Яна Авыл и Нижний Новгород — в нашем материале.

Такие разные татары

Татарские деревни Кузбасса отличаются друг от друга: одни образованы мусульманами-переселенцами из европейской части России, в других живут преимущественно потомки местного коренного населения.

«Коренные» татары получили это имя от русских переселенцев, пришедших в Сибирь после похода Ермака. Если перенестись лет на 350 назад и спросить какого-нибудь воеводу, что за люди живут по Среднему Притомью, он как раз и назвал бы их кузнецкими татарами. Кузнецкие — потому что добывают железо и и торгуют изделиями, а татары — потому что басурмане, вот и всё. Сейчас, когда этногенез телеутов и шорцев более или менее изучен, понятно, что к тем татарам, что жили на Волге, местные тюркские группы и культурно, и генетически, и лингвистически имели отношение отдалённое.

Осёдлые тюркоязычные племена лесной зоны себя единым народом не чувствовали, государства и письменности не имели и жили родоплеменным строем, постоянно подвергаясь прессингу кочевников-телеутов, родственных алтайцам. Хотя государственной религией осколков Золотой Орды был ислам, и при Кучуме в Сибирском ханстве активно действовали исламские миссионеры, до предгорий Алатау они не добирались. Местные племена крепко держались за языческий шаманизм своих предков. В XX веке для них, не принявших ни ислам, ни православие, сохранивших собственную культуру, религиозные воззрения и язык, академик Василий Радлов предложил термин «шорцы», использовав наименование большого сеока (рода) Шор, занимавшего верховья Кондомы. Большинство языческих телеутских племён к тому времени тоже сохранили идентичность, хоть и осели. Ни тех, ни других сейчас никому не придёт в голову называть татарами.

Другие тюркоязычные группы, чаще — кочевые, частично принимают ислам ещё до прихода русских. Например, небольшая группа телеутов, обособленно кочевавших в низовьях Томи (для нынешней Кемеровской области это север) и называющая себя калмаками.

Самоназванием слово «татары» становится поздно — на Урале не ранее 16 века, а в Западной Сибири — уже после прихода русских, в 17-18 веках. И становится не у всех тюркоязычных групп, а только у тех, что активно взаимодействовали с переселенцами из европейской части России. Во времена империи в Западную Сибирь переселялись и татары с Волги, и «бухарцы», то есть жители Центральной Азии — от них местные и переняли ислам более массово. Они образовали современных сибирских татар — уже без кавычек. Деревни, где они компактно проживали и проживают, встречаются на всём пространстве бывшего Сибирского ханства от Тобола до Томи.

Юрты-Константиновы: самое старое

Село Юрты-Константиновы находится на границе с Томской областью. Сейчас оно крохотное — несколько десятков дворов, и проезжим непонятно, какому такому Константину принадлежали юрты. На деле никакому: Юрты и Константиново — исторически две разные деревни. Карты начала 18 века, например, чертёж Ремезова, фиксируют здесь, недалеко от Сосновского острога, два населённых пункта: «юрты телеутские» и «деревню Константинову». Кто именно в тех юртах жил, карта, понятное дело, не говорит. Зато из отписок томских воевод известно, что в 1662 году под Томский острог в ходе борьбы за пастбища вытеснили группу телеутов-калмаков. Историк Алексей Уманский в монографии «Телеуты и русские в 17-18 веках» приводит многочисленные подробности этой борьбы и даже имена князей, которые привели соплеменников в подданство русского царя.

С началом строительства Сибирского тракта в Китай калмаки начали выгодно торговать скотом и сеном, занимались извозом. Безымянные «юрты телеутские» постепенно срослись с соседней Константиновой и превратились в богатую деревню с двухэтажными домами и мечетью. Уже в 1734 году — почти триста лет назад — исследователь Степан Крашенинников в «Реестре деревень от Кузнецка вниз по Томи до Томска» упомянул их как одну деревню — «Константиновы юрты», и указал: «а живут в них чадские татары». Тем не менее, формальное разделение на два населённых пункта сохранялось до начала 20 века.

Позднее в деревню приезжали и переселенцы из европейской части России, но нынешние жители считают себя коренными калмаками. В деревне их несколько десятков, а всего в России — несколько сотен. Учёные-этнографы считают калмаков отдельной этнографической группой в составе сибирских татар.

Кстати, сами татары не называют свою деревню ни юртами, ни Константиновой. Для них она уже четыре века «Тумаел» — то есть просто «Томская».

Зимник Кышлау: самое большое

Русское название может обмануть туриста, но деревня основана татарами и до сих пор называется ими Кышлау. «Зимник» — просто перевод этого слова на русский язык. Телеуты-кочевники, предки калмаков, откочёвывали в эти места зимой, потому что из-за высокого положения над рекой и обезлесения слой снега здесь был тоньше, и скоту было проще добывать траву. Сами они жили зимой в деревянных домах. Отвод пастбищ калмакам историки фиксируют в конце 17 века, а улус Кышлау становится укреплённым поселением.

Раз есть Зимник, то где же тогда Летник? Есть и такой, и даже два, ведь летние стойбища были разбросаны шире зимней стоянки. Старый Шалай и Большой улус — это как раз деревни на месте летних стойбищ калмаков. Их было больше, но некоторые исчезли полностью.

К концу 19 века благодаря близости к станции Юрга село Зимник резко выросло почти до тысячи человек. Здесь оседали приезжие татары-мишари, располагалась мечеть, мусульманская школа и волостное управление. Сейчас это по-прежнему крупное село — в 2010 году проживали 852 человека, большинство из них — татары, притом разные: одни ведут род от коренных сибирских жителей, другие — от приезжих с Поволжья.

Нижегородка и Сарсаз: самые новые

Маленькую деревню Нижегородку основали в конце 19 века при Сибирском тракте. Название — чисто переселенческая история: в ходе земельной реформы сюда отправились в поисках лучшей доли несколько сотен татар из перенаселённой Нижегородской губернии. Почти сразу в деревне построили мечеть, запрудили речку, жили выращиванием скота и зерновых, снаряжали обозы с мукой, мясом и мёдом в Иркутск и Красноярск. Сейчас в селе живут чуть больше ста человек. По-татарски оно называется почти так же, как по-русски, но не про город: Яна Авыл, то есть «Новая Деревня».

Деревню Сарсаз в начале 20 века тоже основали татары, но из других мест — Уфимской губернии и Татарстана. Название переводится на русский как «жёлтое болото», хотя никаких болот поблизости нет. Разгадка проста: название люди привезли с собой. В Татарстане и сейчас есть деревня Сарсаз, выходцы из неё и поселились в Сибири. К 1920-м в нашем Сарсазе прибавились сотни новых семей — и татар, и русских, работала мечеть и школа. Сейчас Сарсаз граничит с Юргой, татар в ней — около половины.

Тундинка и Туйла: самые удалённые

Татарские сёла Тундинка и Туйла за Мариинском тоже появились в ходе столыпинской аграрной реформы в 1910-е годы. Первые переселенцы известны поимённо. В 2022 году Татарская национальная культурная автономия Кемеровской области провела экспедицию по местам компактного проживания татар, собрала и оцифровала информацию о них, в том числе полученную от жителей. Они передавали от прадедов, что люди ехали не вслепую: сначала в тайгу приезжали на разведку, брали образцы почвы в специально подписанные мешки, осматривали реку и лес. Затем уезжали в родную губернию и возвращались с семьями.

Специфика обеих деревень — они были далеко, до 50 километров, удалены от обитаемых мест в глухую мариинскую тайгу. Добраться до них тяжело даже сейчас. В обеих живут чуть более 100 человек, почти все — татары.

Название Туйле дали по реке: переселенцы легко считали общетюркский корень «туй» — «свадьба», «торжество». Тундинку назвали, по словам местных жителей, по фамилии единственного русского поселенца, у которого здесь была заимка ещё до приезда татар.

Фото: A42.RU