Ну что, "Союз 24 февраля" обратился в прокуратуру и ФАС с требованием проверить законность сосредоточения в руках одного монополиста, Олега Новикова, до 90% всего книжного рынка страны, от издания и печати до развозки и продажи. Вы только вдумайтесь: и АСТ-ЭКСМО, и "Буквоед"-"Читай-Город" принадлежат одному человеку. Проверку его бизнес-империи я, конечно, поддерживаю.
И, конечно, недоумеваю, почему этого никто не сделал раньше? Где была антимонопольная служба, когда он скупал все активы? Вероятно, думали, что книги это такая ерунда, не стоит и беспокоиться. Ну кому, мол, может навредить монополия в книгах? И безделица, и писателей вагон.
Вагон, да. Только решают все несколько человек во главе с Новиковым. А от государства надсматривает за процессом тот самый Владимир Григорьев, глава "книжного" департамента Минцифры, которого я поймала на Книжном салоне. В отношении Григорьева Генпрокуратура проводила проверку – на предмет обогащения и родственников за границей. И, видимо, полностью удовлетворилась объяснениями, откуда у семьи Григорьева десятки миллионов. И только у старшей дочери фигурировал миллион долларов личного капитала.
Именно Григорьев, бессменный "смотрящий" за литературой, должен был забить тревогу, когда Новиков укрупнялся, и обращаться в антимонопольную службу. А он вот он, стоит в обнимку с Новиковым на Книжном салоне
Григорьева прочат на место замминистра, то есть, его влияние на рынок может повыситься. Что останется от рынка?
В этой части я деятельность "Союза 24 февраля" разделяю. Правда, голова моя полна пафосных вопросов. Например, почему никакие общественники не забили тревогу раньше? Почему не было обращений и пр.? Потом я себя осекаю... А сама-то я почему не забила?
Ответ такой: о масштабах монополии я, конечно, знала. Я ведь издавалась в АСТ и понимала, как там все устроено. Но никогда не предполагала истинного размера проблемы. Он открылся только после недавнего доклада "Союза 24" и произвел фантастическое воздействие
Должна признать, что доклад – огромная работа, которой очень всем нам не хватало, чтобы раскрыть глаза на положение дел. Я полагала, что писал его преимущественно критик Андрей Рудалев, но уже не раз встретила упоминание, что доклад готовил Вадим Левенталь. Отличная работа, Вадим! Лучше, чем когда вы были редактором издательства и печатали книжки своих друзей, бывшей жены и пр.
Читателям говорю: посмотрите аналитику. Вам станет дурно – реально книжный рынок страны в руках одного человека.
Что это на практике означает для авторов, я попробую скромно описать, не выдавая коммерческих тайн. Смотрите: автор заключает договор с издательством, он получает процент от продаж. Ставки начинающих авторов стартуют от 8%. То есть, 8% с каждой книги. Но цена имеется в виду не конечная, в магазине, а так, по которой отпускает ее в сеть распространения издательство.
А теперь представьте, что получает автор, если в случае с империей Новикова и моем случае и издательство АСТ, и типография, и фирма-распространитель, и книжные крупнейшие сети – в составе одной монополии.
Мягко скажем: цена отпускная рисуется такая, какую они захотят нарисовать, потому что отпускают со склада сами себе. И мне 10%
А что с электронной книгой? У меня был договор с Литрес, но тоже через АСТ, то есть, АСТ там продавало мой роман "Мама!!!" Цена было в среднем от 300 рублей. Вот там скажу – получала я, если не ошибаюсь, с экземпляра... 29 коп. Потому что тоже сами себе отпускали.
Когда у меня закончился срок действия договора с АСТ, я заключила его с другим издателем, группой "Т8", которое не посягало на электронную версию. Следующим этапом я расторгла с АСТ договор на продажу электронной книги через Литрес с прицелом, что заключу с Литрес договор напрямую и буду получать хоть что-то. Планировала я это сделать после выхода в "Пальмире"("Т8") переиздания "Мамы!!!" в бумаге Вот только теперь я узнала, что и Литрес тоже принадлежит империи Новикова. Никаких идей, есть ли там что ловить.
А с империей дела интересные. Что значит сегодня издаваться в маленьком издательстве? Причем, та же группа "Т8" это крупная группа издательств. В Европе она с такой долей рынка была бы очень влиятельным игроком. Однако у нас просто даже такие гиганты теряются на фото монстра-монополиста АСТ-Эксмо. Не буду погружаться в дебри, описывать сложный расклад ролей в индустрии, особенности премиального процесса и постановку критики и премий на рельсы в качестве двигателя продаж нужных монополисту книг. Скажу только, что "Буквоед"-"Читай-Город" имеют сегодня больше 90% реального рынка розничной продажи офлайн, они диктуют цены и условие захода на полки.
Издаться не в АСТ-Эксмо это, в первую очередь, не попасть на полки "Буквоеда"-"Читай-Города" или попасть в самые их укромные места и за копейки, потому что у маленьких издательств они вообще чуть не даром книги предлагают выкупать. Вот и все
Понятно изложила? Покупали мою книгу на Литрес? Ну так я с нее имела, однако, 29 копеек (нет актов при себе проверить сумму). Вот что такое монополия.
И это мы сегодня говорим не о либеральном диктате, формировании повестки, пестовании дурновкусия и мейнстрима. Не о том, что монополист фактически зажрал у современников жизнь, заставляя их читать не то, что есть стоящего, а непонятных разных мистических реалистов, Некрасову, Богданову, Букшу (у которой кроме "Завода "Свобода" все плохо) и пр. безликих авторов, которые раз в год выпускают безликую новинку. И, заметьте, я не касаюсь судьбы своей книги, которая при издании почти сразу ушла со склада, но не допечатывалась. И причину я знаю – неловкая тема, критика 90-х, вопрос об уплаченной народом цены декоммунизации. Просто, что называется, не в струе.
Вообще, у меня прямых причин проявлять недовольство, вроде как, нет. Меня издали, даже сразу выпустили аудиоверсию. Ну, потом оттерли книгу в пользу бесконечного и абсолютно серого чтива всяких модных дам с психотравмами и магическим реализмом. Ну, в прямом смысле копейки за электронную книгу платили. В целом, по современным меркам, моя литературная карьера складывается блестяще – единственная моя книга была выпущена в самой модной Редакции Елены Шубиной в АСТ.
Но тут я повторю слова Ольги Погодиной-Кузминой, которая выступала на Книжном салоне как раз по вопросам монополизации книжного рынка: обидно не за себя, а за других.
Я, можно сказать, не пострадала. Но знание устройства рынка мешает мне спокойно жить.