Найти в Дзене
Top Secret History

Почему СССР не принял Китай в свой состав, хотя его очень просили

Оглавление

В недавних публикациях мы писали про то, как Китай обманул СССР, купив у него тысячи тонн битого стекла, и про то, как на острове Даманский произошло масштабное военное столкновение между нашими странами, о котором сейчас не принято говорить (все ссылки можно найти внизу страницы). Но история наших взаимоотношений была полна неожиданностей всегда.

В декабре 1949 года в Москве со всем размахом проходило празднование юбилея Иосифа Виссарионовича Сталина. Ему исполнилось 70 лет. Поздравить Вождя Народов приехало большое число делегаций со всего мира, в том числе и из соседнего Китая. Лидер Мао Цзе Дун сделал Сталину предложение, которое могло перевернуть весь ход истории.

Дальновидный китайский лидер предложил Сталину принять Китай в состав СССР на правах союзной республики. Ведь у стран были общие коммунистические идеалы и только вместе они могли утереть нос проклятому капитализму. На предложение последовал дипломатичный отказ, ограничились лишь договором о дружбе двух стран на срок в 20 лет. Но зачем на самом деле Мао просил об этом, и почему ему отказали?

Почему Китаю было выгодно войти в состав СССР

Китай, который мы знаем сейчас, и Китай первой половины 20 века - это два совершенно разных государства. Страна, производящая большинство товаров в мире, в том числе высокотехнологичных, в 1927-1949 годах разрывалась Гражданской войной между коммунистами и республиканцами. Она закончилась буквально за пару недель до юбилея Сталина бегством правительства республиканцев на Тайвань.

-2

Поэтому в тот момент Китай на самом деле представлял из себя жалкое зрелище. Да, страна численностью в 500 млн человек обладала огромным человеческим потенциалом. Как в промышленности, так и на военном поприще. Только представьте себе действующую армию численностью в 25-30 миллионов человек! С точки зрения экономики СССР наличие такой республики было ему выгодно. Тем более СССР в таком случае получал бы выход к Восточно-Китайскому морю и в целом получил бы огромное влияние на всю Азию.

Кстати, разведка неоднократно докладывала Сталину о настроениях в соседнем Китае, поэтому о намерении китайцев войти в состав СССР ему было хорошо известно, поэтому предложение не стало для него неожиданностью.

Почему Китаю отказали во вхождении в СССР

Экономические аспекты крайне важны, но только если не идут вразрез с политическими.

Мао Цзе Дун не был человеком глупым и прекрасно понимал, что Сталин - уже пожилой человек. Ему - 70, а Мао - 56, он свеж и полон сил, поэтому сможет занять пост вождя, когда тот уйдет. Всего полгода назад, в августе 1949 года СССР успешно испытал ядерную бомбу. Не исключено, что Мао Цзе Дун мечтал о том, как займет место Сталина и будет править ядерной сверхдержавой.

Сталин, разумеется также это понимал и был краток. Он сказал, что Китай не должен отходить от своей тысячелетней истории и продолжать оставаться самостоятельной, решающей силой в регионе. Также Сталин, будучи автократом, не строил никаких иллюзий касаемо того, что Мао, став его политическим конкурентом, не попытается ускорить уход Сталина в мир иной.

-3

Кроме того, на тот момент Сталин не хотел ухудшать и без того напряженные отношения с США. После присоединения большого и многолюдного соседа антисоветская истерия только нагнеталась бы. А нашему народу, измотанному войной, хотелось бы пожить спокойно. Тем более как-то рассчитывать на Китай не приходилось - у него тогда не было боеспособной армии и финансов, чтобы вести боевые действия.

Самая банальная причина, конечно же, это тяга к власти. Зачем Сталину, Хрущеву, Молотову и прочим нужны были конкуренты под именами Сюй Кай, Жонг Чо? Делиться своей безграничной властью с китайцами им очень не хотелось.

Итоги

Вхождение Китая в состав СССР было очень выгодно первому, но не выгодно второму. Китай получил бы защиту, ресурсы, технологии с перспективой переноса Кремля в Пекин. А вот СССР ничего кроме определенного подъема экономики это не сулило. Был ли такой отказ ошибкой Сталина или его мудростью - вопрос уже риторический.