Найти тему

Анатомия дыхания вокалиста

Оглавление

Диафрагма

Диафрагма – это плоская мышца, изогнутая в форме двойного купола, отделяющая грудную полость от брюшной. Она присоединяется к нижней части рёбер и является «дном» грудной клетки.

-2

В расслабленном состоянии диафрагма слегка приподнимается. Когда вы растягиваете живот, расслабляя мышцы брюшного пресса, диафрагма опускается в более плоское положение, создавая вакуум в лёгких, который «засасывает» воздух внутрь. Во время выдоха мышцы брюшного пресса напрягаются и заставляют диафрагму выгибаться вверх в форме двойного купола и «выталкивать» воздух. Вы не можете контролировать диафрагму непосредственно – только посредством движения рёбер и сокращения мышц брюшного пресса.

Большинство людей ошибочно полагают, что диафрагма расположена в том же месте, что и мышцы брюшного пресса – в передней части живота. Инструкция «пойте диафрагмой», сопровождающаяся похлопыванием по животу, хотя и привлекает ваше внимание к нужной области, но вводит в заблуждение относительно того, где расположена диафрагма. На самом деле, она расположен горизонтально внутри вашего тела, и её нельзя почувствовать, положив руку на живот. Вы можете представить себе положение диафрагмы, ощупав нижнюю часть грудной клетки и осознав, что она находится внутри вашего тела, лежит под рёбрами как перевернутая чаша.

Рёбра и лёгкие

Ваша грудная клетка состоит из костей и хрящей. Во время дыхания прикреплённые к рёбрам межрёберные мышцы расширяют и сужают грудную клетку, наполняя и опустошая лёгкие. Наружные межрёберные мышцы расширяют грудную клетку во время полного вдоха, в то время как внутренние межрёберные мышцы выталкивают воздух во время выдоха. Певцы стараются не сокращать внутренние межрёберные мышцы, чтобы избежать нехватки воздуха. Когда вы поёте, постоянство потока воздуха к вашим голосовым связкам достигается за счёт расширения грудной клетки и небольшого сокращения мышц брюшного пресса.

Это упражнение поможет вам лучше осознать, как расширяется ваша грудная клетка.

1. Положите руки на талию.

2. Сделайте полный вдох и почувствуйте, как расширяется ваша грудная клетка.

3. Выдохните и почувствуйте, как ваша грудная клетка сужается.

4. Сделайте второй вдох, расправив рёбра как можно шире. Старайтесь не поднимать плечи.

5. Задержите дыхание. Медленно сосчитайте до четырёх. При задержке дыхания держите рёбра расправленными. Вы почувствуете, как работают наружные межрёберные мышцы.

6. Выдохните и позвольте рёбрам вернуться в расслабленное положение.

-3

Мышцы брюшного пресса (живота)

Эти мышцы проходят через весь живот вертикально и по диагонали. Мышцы нижней части живота расслабляются и «выталкивают» живот наружу во время вдоха и, сокращаясь, слегка втягивают его внутрь во время выдоха.

-4

Когда вы поёте, ваша грудная клетка должна оставаться расправленной, в то время как мышцы живота будут слегка сокращаться. Это называется опорой (поддержкой); это позволяет вашей диафрагме подниматься с меньшей скоростью, а вам позволяет пропевать более длинные фразы и лучше контролировать высоту звука. Если ваши рёбра сразу расслабятся, воздух будет выходить слишком быстро, что не позволит вам хорошо оформить фразу, или это может привести к звукам с придыханием. Сужение рёбер и грудной клетки приводит к напряжению мышц шеи и горла, препятствуя свободному функционированию гортани. Это может привести к тому, что вы будете звучать сдавленно.

Различные подходы к дыханию

Существует три основных способа, которыми певцы обычно дышат, но только один из них считается эффективным. Другие могут привести к недостаточной силе звука, плохому его качеству и множеству других вокальных проблем. На самом деле, многие проблемы с голосом коренятся либо в недостаточной поддержке дыхания, либо в чрезмерном мышечном напряжении, вызванном грудным или рёберным дыханием.

Грудное дыхание (очень ограниченная эффективность)

Грудное дыхание предполагает поднятие плеч и грудной клетки при вдохе и опускание грудной клетки при выдохе. Хотя это позволяет воздуху очень быстро двигаться внутрь и наружу, певцам не следует использовать эту технику, потому что трудно контролировать поток воздуха при пении, а движения грудной клетки и плеч создают напряжение. Когда мышцы шеи и плеч напряжены, внутренние мышцы гортани не могут функционировать свободно. При таком типе дыхания звук может быть чрезмерно придыхательным, напряжённым, слабым и фальшивым.

Рёберное дыхание (несколько ограниченная эффективность)

Рёберное дыхание включает в себя расширение рёбер, но не работу мышц нижней части живота. Некоторые певцы дышат таким образом, чтобы сохранить стройный вид, или из-за того, что во время занятий классическим балетом им советуют держать животик втянутым («подтягивать» его). Другие не понимают, как расслабить эти мышцы. Кроме того, у некоторых певцов сильно развиты мышцы брюшного пресса, которые трудно расслабить во время вдоха. Поскольку сокращённые мышцы живота препятствуют полному вдоху, такой тип дыхания не очень эффективен. Рёберное дыхание может привести к потере силы и напряжению горла, что может привести к переходу на грудное дыхание.

Рёберно-брюшное дыхание (наиболее эффективное)

Наиболее эффективным методом дыхания для певцов является рёберное дыхание в сочетании с расслаблением мышц нижней части живота во время вдоха. Расслабленные мышцы живота позволяют вам сделать полный вдох и минимизировать напряжение в горле и шее во время выдоха. При выдохе нижние мышцы живота слегка сокращаются, противодействуя диафрагме, которая контролируется расширенной грудной клеткой. Когда рёберные мышцы, диафрагма и мышцы брюшного пресса контролируют работу дыхательной системы, гортань может функционировать без вмешательства окружающих её мышц.

Продолжить чтение >>>

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK